Персональные инструменты
 

Корысти ради, или «Выгодное» импортозамещение

Материал из CustisWiki

Перейти к: навигация, поиск
На портале Global CIO опубликована статья об импортозамещении в сфере ИТ. Комментарий для материала дал Максим Михалев, наш директор по развитию бизнеса. Выгодно ли компаниям переходить на отечественное ПО? В каких областях российские ИТ-решения успешно конкурируют с западными? Когда заказчикам лучше выбирать зарубежный софт? Об этом — в материале «Корысти ради, или „Выгодное“ импортозамещение» на сайте издания.

Global CIO: Насколько актуальной, на ваш взгляд, является для российских коммерческих компаний тема разумного импортозамещения?

Максим Михалев: Для любой коммерческой компании выбор технологий определяется совокупностью факторов: ценой продукта в контексте ожидаемой бизнес-ценности и стоимостью владения на полном жизненном цикле (помимо обычных расходов на сопровождение системы также необходимо учитывать стоимость модернизации и развития, стоимость и скорость адаптации под требования регуляторов, стоимость замены системы в случае морального устаревания технологий и т. д.). Исходя из данной логики, можно предположить, что дрейф в сторону российского софта будет планомерно нарастать. Мы уже видим этот процесс на конкретных примерах. В первую очередь импортозамещение проводится в сегменте учетных систем, где есть масса решений на базе 1С, а скорость адаптации к российским реалиям существенно выше, чем у зарубежных аналогов. Такая тенденция заметна и в сегменте информационной безопасности (антивирусы, IAM и т. д.), где уже достаточно много недорогих российских продуктов. Кроме того, нарастает масса узкоспециализированных российских продуктов — CRM, CMS, систем сбора и обработки данных, аналитических систем, которые успешно конкурируют с продуктами от крупных вендоров благодаря низкой цене и большей концентрации на конкретных задачах клиентов.

Global CIO: Как вы оцениваете текущую ситуацию с российскими ИТ-решениями на рынке? В каких областях они вполне способны составить конкуренцию западным аналогам, а в каких — пока нет и вряд ли смогут в ближайшем будущем?

Максим Михалев: Хуже у российских продуктов обстоят дела там, где для успешной конкуренции требуется значительный объем экспертизы и инвестиций. Такого рода вложения могут позволить себе только очень крупные компании, ориентирующиеся в том числе и на западные рынки. Конкурентоспособные BI-решения от российских вендоров мы увидим еще не скоро.

Global CIO: Использование СПО в качестве альтернативы западным продуктам: какие преимущества и недостатки у этого варианта?

Максим Михалев: Преимущества и недостатки СПО многократно обсуждались, я выделю ключевые аспекты. Традиционные преимущества, за которые выбирают СПО, — нулевая стоимость лицензирования, независимость от конкретного вендора и высокая динамика развития. Для широко распространенных СПО-продуктов — с тысячами пользователей, большим и развитым сообществом разработчиков, хорошо структурированными базами знаний — эти преимущества могут с легкостью перекрывать недостатки. Тем не менее минусы СПО вытекают из его же плюсов: отсутствие гарантийного сопровождения (клиент должен сам решать данную задачу или в случае некоторых свободно распространяемых продуктов отдельно платить за гарантийное сопровождение), высокие требования к специалистам, сопровождающим СПО, и, как следствие, их дороговизна.

Global CIO: В каких случаях предприятиям целесообразнее всего оставаться с западными ИТ-продуктами?

Максим Михалев: Иногда предприятиям действительно целесообразнее выбирать иностранные ИТ-продукты. Это справедливо, если российские конкурентоспособные аналоги отсутствуют, а бизнес-ценность от использования западного продукта выше, чем его стоимость. Второй вариант — когда компания имеет большую часть бизнеса за рубежом, и такой продукт необходим для оперирования на других рынках. Кроме того, иностранные ИТ-продукты актуальны в тех редких случаях, когда стоимость замены системы сопряжена с рисками остановки и потери бизнеса, хотя по сути это лишь отодвигает решение проблемы на неопределенный срок.