Миссия как инструмент против трений

Материал из CustisWiki

Перейти к: навигация, поиск

Владимир Рахтеенко, наш генеральный директор, ответил на вопросы журнала Chief Time о миссии компании. Насколько важно понимать предназначение организации? Что это дает руководителю? Как сформулировать миссию своего бизнеса? Комментарии Владимира опубликованы в статье «Миссия как инструмент против трений» в мартовском номере издания.

Chief Time: Нужно ли руководителю осознавать предназначение своей компании?

Владимир Рахтеенко: Когда-то великий Леонардо да Винчи в работе «О заблуждении тех, кто пользуется практикой без науки» писал: «Те, кто влюбляется в практику без науки, подобны кормчим, выходящим в плавание без руля и компаса… Практика всегда должна быть построена на хорошей теории».

Следуя за его мыслью, могу сказать, что руководитель без миссии — это капитан корабля без руля и компаса. Бизнес без миссии — это просто «тупое» зарабатывание денег.

Мне лично близко определение миссии по Акоффу. По его мнению, миссия — это очень общая цель, вызывающая у каждого члена организации и у всех них чувство устремленности к чему-то. Миссия может мобилизовать компанию на конкретные действия. Это планирование образа чего-то очень желательного и в то же время обязательного.

CT: Что дает понимание предназначения владельцу компании, что — сотрудникам и что — клиентам?

В. Р.: Можно сказать, что для владельца и ведущих сотрудников миссия — это объединяющая цель, или компас, помогающий следовать выбранному направлению развития компании.

Для владельца миссия — это инструмент проведения стратегических изменений в организации, способ трансляции его идей ключевым сотрудникам, позволяющий задать направление движения и пути достижения целей.

Для ключевого персонала — это ориентиры развития на несколько лет. Миссия помогает сотруднику осознать, соответствуют ли стратегические цели компании его личным ценностям и устремлениям, хочет ли он работать именно в этой организации, готов ли он двигаться в тренде ее изменений.

Занимаясь оказанием сложных услуг по заказной разработке ИТ-систем, мы выстраиваем с клиентами долгосрочное партнерство. Для них наши намерения и профессиональные амбиции так же важны, как и то, что мы умеем в настоящий момент. Поэтому декларация нашей миссии дает им понимание перспектив того, какими мы будем через 10 лет. Наблюдая тренд нашего развития, они понимают, что ставят не только на то, какие мы есть, но и на то, какими мы будем.

CT: Как сформулировать для себя миссию своего бизнеса?

В. Р.: Чтобы сформулировать миссию бизнеса, нужно «всего лишь» объяснить себе, как и почему ваша предпринимательская идея будет жить через 15–20–25 лет. Это как ответить, в чем для вас как для предпринимателя смысл жизни. По Шумпетеру, предприниматель — это всегда новатор. Предпринимательство требует творческого подхода и неотделимо от личности самого предпринимателя. Так что сформулировать для себя миссию — значит рассказать, что нового вы предлагаете миру и как оно будет воплощаться не только здесь и сейчас, но и на горизонте двух-трех десятков лет.

CT: Формулировка миссии для покупателей, для сотрудников и для собственников — должны ли они отличаться друг от друга?

В. Р.: Содержание миссии, естественно, не зависит от адресата. Отличаются только способы ее трансляции для разных аудиторий: для каждой из заинтересованных групп акцент делается на том, что для нее особенно значимо. Клиентам важно то, на что они могут рассчитывать при долгосрочном партнерстве с компанией. Сотрудникам нужно понимать, в какой системе ценностей они будут работать. Собственнику важно сформулировать для себя значимость тех новаций, которые он готов нести в мир.


Репликация: База Знаний «Заказных Информ Систем» → «Миссия как инструмент против трений»

Любые правки этой статьи будут перезаписаны при следующем сеансе репликации. Если у вас есть серьезное замечание по тексту статьи, запишите его в раздел «discussion».