Персональные инструменты
 

Модель системы — архитектура для Agile-разработки (Максим Цепков, AgileDays-2011)

Материал из CustisWiki

Версия от 17:18, 17 апреля 2011; StasFomin (обсуждение | вклад) (Новая страница: «{{ActualBanner2}} == Аннотация == ;Докладчик: [http://mtsepkov.moikrug.ru/ Максим Цепков] <blockquote> Итеративная разр...»)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Это снимок страницы. Он включает старые, но не удалённые версии шаблонов и изображений.
Перейти к: навигация, поиск

Приглашаем на конференцию «Application Developer Days-2011»!

Задай вопросы председателю ПК (или ответь на пару вопросов и получи большую «скидку от шефа»)…

Конференция Application Developer Days-2011 приглашает участников и докладчиков!

Аннотация

Докладчик
Максим Цепков

Итеративная разработка в agile ставит проблему: как создавать и поддерживать архитектуру системы. Можно работать без нее, но в сложных проектах не получаются. DDD предлагает строить каркас как доменную модель. Это — лучше, но доменная модель описывает не все аспекты системы. Мы хотим поделиться своим опытом описания архитектуры.

Начиная новый проект мы, естественно, создаем vision системы, определяем границы проекта. Затем создается интересный артефакт — архитектурная модель системы в терминах бизнеса, сначала в общем виде, описывающим крупные блоки системы и выработка плана реализации. А затем выполняется уточнение фрагмента модели, а на следующей итерации — его реализация и демонстрация Заказчику.

Из чего состоит модель? Наша компания занимается заказной разработкой учетно-аналитических систем, и мы выработали достаточно устойчивый шаблон, использованный в десятках проектов, который мы называем Учетной машиной. Модель состоит из трех частей: доменная модель, модель документооборота и модель учета. Первая представляется диаграммой классов. Мы используем rich domain model, это позволяет использовать диаграмму не только для общения разработчиков, но и для согласования постановок с экспертами заказчика. Диаграмма классов возникает в самом начале проекта, представляя на этом этапе только основные классы и их связи, а по мере проработки очередного фрагмента — конкретизируется. Для представления учета стандартных диаграмм нет, и нам пришлось разработать свои Диаграммы учета, отражающие потоки ресурсов (денег, товаров) между учетными счетами. В докладе они будут разобраны подробнее. Она также появляется в начале проекта и постепенно уточняется. А для представления документооборота мы используем диаграмму состояний UML, отражающую переходы документа. Эти диаграммы обычно возникают только при проработке очередного фрагмента системы. Все части модели связаны: переходы документов реализуются методами, и приводят к движению ресурсов.

Опыт показывает, что модель системы можно успешно строить и уточнять итеративно, и, что особенно важно, производить проработку модели непосредственно перед реализацией, результаты которой — демонстрировать заказчику. При этом модель является надежным архитектурным каркасом системы и обеспечивает концептуальную целостность, а переделки по ходу разработки системы находятся на приемлемом уровне. А поскольку модель согласовывалась с заказчиком — то он понимает причины изменений. Модель служит эффективным представлением системы, не перегружена артефактами и легко сопровождается. И мы уверены, что такой подход может эффективно применяться во многих областях, позволяя переходить к agile-разработке даже при высоких требованиях к архитектуре разрабатываемых решений.

Видео

Видео в HD-качестве, смотрите в полноэкранном режиме.

HTML-код включения <iframe src="http://player.vimeo.com/video/22491199?byline=0&portrait=0" width="720" height="405" frameborder="0"></iframe>


Примечания


Призыв к зрителям!

Мы призываем всех зрителей видеозаписей докладов давать хоть какой-нибудь, желательно конструктивный feedback.

Где? — неважно. В блогах, в форумах, в комментах — пофиг, лишь бы можно было найти, например, поиском по блогам, по ключевому слову «AgileDays» (ну и/или по названию доклада).

Что-то побольше твиттер-вскрика, хотя бы пару абзацев. Да, иногда краткая характеристика бывает достаточной («маркетинговый булшит», «унылый самопиар» — обычно в адрес «спонсорских докладов»), но это очень, очень редко, а так хочется прочитать что-то большее, чем «сижу на XXX, говорят о YYY».

Что писать? Что хорошо, что плохо («плохо» неудачное слово, скажем, «неправильно на ваш взгляд»), как вы поняли то, что рассказано, как это спроецировалось конкретно на вас — все это фантастически важно и полезно:

  • Другим потенциальным зрителям (смотреть/не смотреть, «правильно ли я понял»).
  • И докладчикам:
    • «Правильно ли меня поняли»,
    • «Что я делал правильно, а что улучшить»
    • Даже критический отзыв лучше, чем никакого!
    • Плюс — это мотивация, это награда за немалый труд многие готовятся долго, раскрывают свой опыт, старательно делают слайды, репетируют выступление — и ради чего? двадцать минут театра перед парой десятков зритетелей и все?
  • Организаторам конференций (этой и других) — они внимательно следят за отзывами, и пытаются понять, кого имеет смысл звать («рубит фишку и жжет!»), а к кому отнестись скептически, и если брать, то, например, «прокачать в части выступлений» — мы, например, старались это делать, итеративно рецензировали слайды, рассылали подборку литературы о правильных слайдах и искусстве выступлений.
  • Безотносительно лично докладчиков — важно понять, исчерпала себя тема или для народа еще остаются откровениями то, что для более пресыщенных инфопотоками людей (а организаторы обычно такие) уже выглядит как «аццкий боян». Ну и вообще — что еще интересно, и что было бы интересно услышать-увидеть-пообщаться на тему о…
  • Ну и кстати, мне тоже важно — вообще имел ли смысл весь этот сыр-бор с сьемкой, видеомонтажем и обработкой и публикацией (это, вообще-то дорогая работа, расценки профессионалов в этой области весьма недетские, при том, что до этого уровня монтажа им, как правило очень далеко), или кроме участников конференции эти темы никому не интересны. Может есть какие-то косяки в видео? или предложения как сделать лучше? — связывайтесь со мной, возможно это можно будет исправить (или хотя бы вырезать). Это кстати относится и к докладчикам — если есть какие-то позорные неудачные моменты, или что-то не нравится — это можно убрать.


Внимание! Данная статья выбрана для репликации во внешнюю базу знаний компании. Пожалуйста, не допускайте в этой статье публикацию конфиденциальной информации, ведения обсуждений в теле статьи, и более ответственно относитесь к качеству самой статьи — проверяйте орфографию, пишите по-русски, избегайте непроверенной вами информации.