Начальник, сделай сам?

Материал из CustisWiki
Перейти к: навигация, поиск

Руководитель направления «Финансовые институты» Сергей Тихомиров принял участие в обсуждении проблем делегирования, организованном на портале E-xecutive.ru. Умеют ли современные менеджеры среднего и высшего звена делегировать полномочия? Почему иногда руководителю «проще сделать самому»? Когда выполнение работы за подчиненного оправдано и даже необходимо? Мы публикуем полную версию интервью с Сергеем.

E-xecutive.ru: Насколько сегодня менеджеры среднего и высшего звена владеют навыками делегирования?

Сергей Тихомиров: Если говорить о рынке в целом, то я склонен считать, что проблемы с делегированием у российского менеджмента есть, более того, их можно назвать одними из самых серьезных на сегодняшний день. Причем менеджеры среднего звена хуже владеют навыками делегирования, чем управленцы более высокого уровня. Как правило, в руках у топ-менеджера много разносторонней деятельности, и здесь только два пути — или хорошо разбираться во всем, или делегировать. Разумеется, второе встречается чаще. То есть можно сказать, что объем делегирования пропорционален масштабам деятельности, хотя бывают и исключения.

E-xecutive: Почему руководителю так сложно «не делать самому»?

С. Т.: Во-первых, потому, что найти человека, которому можно делегировать, действительно сложно. Ни для кого не секрет, что поиск ключевого персонала и самих управленцев — проблема для любой организации. Во-вторых, если руководитель сам умеет делать «это» хорошо (или убежден в том, что умеет, — такое тоже бывает), то ему очень сложно смириться с тем, что некая деятельность будет вестись не совсем так, как он привык. А если принять во внимание, что практически все управленцы — люди амбициозные, то становится ясно, что это действительно непростая психологическая проблема. Ну и в-третьих, из-за тех же личностных особенностей руководителям всегда волнительно терять контроль над происходящим.

E-xecutive: Часто ли сегодня менеджеры выполняют работу своих подчиненных? Почему?

С. Т.: Думаю, что именно выполняют работу за подчиненных не часто, поскольку это физически почти невозможно — у руководителей нет на это временных ресурсов. А вот излишним контролем грешат многие управленцы, и это негативным образом сказывается на атмосфере в коллективе, мотивации и развитии персонала. Ведь с помощью тотального контроля можно лишь превратить сотрудника в машину для исполнения мельчайших указаний руководства, но никак не вырастить компетентного специалиста, способного самостоятельно принимать решения и нести ответственность.

E-xecutive: В каких случаях выполнение работы вместе с подчиненным, за него оправдано и даже необходимо? Приведите, пожалуйста, примеры ситуаций.

С. Т.: Самый простой пример — это обучение (наставничество), когда руководитель помогает сотрудникам освоить новую для них деятельность. Участие менеджера высшего звена бывает очень полезным в авральных проектах — это помогает мотивировать коллектив на достижение быстрого результата. Также можно привести пример с ситуацией, когда в компании запускается совершенно новая деятельность, и только руководство способно вывести ее на нужный уровень. Участие руководителя необходимо и в том случае, когда стартует внешний проект, в котором с другой стороны участвует высшее руководство.

E-xecutive: Должен ли руководитель уметь делать все, что делают его подчиненные? Почему?

С. Т.: Конечно, нет. Если бы это было необходимо, никто не смог бы руководить сложными в плане их деятельности подразделениями, где одному человеку просто не под силу знать и уметь все, даже самое важное. Хороший управленец — не тот, который умеет делать любое дело лучше своих подчиненных, а тот, который руководит так, что каждый делает свою работу наилучшим образом. Поэтому очень важно, «растут» ли под руководителем его сотрудники, а если он «лучше всех все знает и умеет», то, скорее всего, нет.

E-xecutive: Спасибо!


Любые правки этой статьи будут перезаписаны при следующем сеансе репликации. Если у вас есть серьезное замечание по тексту статьи, запишите его в раздел «discussion».

Репликация: База Знаний «Заказных Информ Систем» → «Начальник, сделай сам?»