На поле выходит запасной состав (о ситуации на российском ИТ-рынке)

Материал из CustisWiki
Перейти к: навигация, поиск
Максим Михалев, наш директор по развитию бизнеса, рассказал «Российской газете» о текущей ситуации на рынке ИТ-услуг в целом и в сегменте системной интеграции в частности. Какие изменения произошли на ИТ-рынке за последние несколько лет? Какие компании сегодня являются основными заказчиками на рынке системной интеграции? Какие направления развития этого сегмента являются наиболее перспективными? Об этом и многом другом — в материале «На поле выходит запасной состав» на сайте и в бумажной версии издания.


«Российская газета»: Какие изменения произошли за последний год в сегменте системной интеграции в России? Чувствуете ли вы спад рынка?

Максим Михалев: Чтобы понять текущее положение дел на рынке системной интеграции и рынке ИТ в целом, нужно посмотреть, что происходило с ними в последние годы. По данным Минэкономразвития, последний раз рынок показывал рост в 2012 году. Причем если посмотреть на структуру рынка, то можно увидеть, что больше половины его составляет сегмент оборудования (hardware), и рос в первую очередь именно он. Однако уже в 2013 году наблюдался 11 %-ный спад — это было связано с тем, что рынок достиг насыщения. К 2013 году обновление базовой инфраструктуры у крупных компаний закончилось, что и вызвало падение рынка. Если принять во внимание средний цикл обновления базовых инфраструктур, который обычно длится 5–7 лет, то до 2017–2019 годов этот сегмент будет держаться в основном за счет сопровождения существующих инфраструктур, а причин для его роста не наблюдается.

Может показаться странным, что в 2014 году рынок продолжил немного расти, несмотря на то, что достиг насыщения еще в 2013. Однако объяснение звучит просто — на фоне западных санкций, роста курсов валют и разворота в сторону импортозамещения большинство крупных компаний, особенно с государственным участием, активно продлевало лицензии на имеющееся ПО и дозакупало разнообразное оборудование «впрок», обоснованно опасаясь повышения цен. Отголосок этого частично можно было наблюдать и в первой половине 2015 года — завершение и учет многих сделок 2014 года из-за сложных корпоративных процедур произошли уже в новом 2015. По результатам 2016 года падение рынка неизбежно и , скорее всего, будет не менее 15-20 % в рублях.

Есть и хорошие новости. Конкуренция на массовых рынках будет усиливаться. При этом развитие технологий будет порождать новые инструменты ведения конкурентной борьбы. Чтобы не проиграть в будущем, компаниям нужно вкладываться в развитие этих технологий уже сейчас. Поэтому в ближайшие полгода-год все будут выжидать, наблюдать, осторожно нащупывать новые перспективные направления и, возможно, значительно пересматривать свои стратегические планы. Как только политическая и экономическая ситуации станут более предсказуемыми (не обязательно улучшатся, но станут понятными), сегмент ИТ, работающий на рыночные позиции и конкурентные преимущества заказчиков, начнет расти и в перспективе пяти-семи лет станет основным драйвером роста всей ИТ-отрасли.

«Российская газета»: Кто сегодня является основным заказчиком на рынке системной интеграции?

М. Михалев: Вероятно, в ближайшие годы основным заказчиком системной интеграции будут крупные госкомпании, так как ресурсы и масштабные проекты ожидаются только в этом сегменте. Рыночные компании, безусловно, тоже будут заказывать такие услуги, но более сфокусированно, в бизнес-областях, затрагивающих стратегические изменения или критически важных для сохранения рыночных позиций.

«Российская газета»: Какие вы видите наиболее перспективные направления развития этого сегмента? Какие проекты помогут отечественным интеграторам оставаться конкурентоспособными?

М. Михалев: Поскольку все виды кризисных явлений будут стимулировать компании бороться за клиентов и их лояльность, в первую очередь стоит ожидать увеличения спроса на ИТ-решения, повышающие уровень сервиса для конечных потребителей. Очевидно, что это будут не отдельные технологии и инструменты, такие как BI, CRM, Big Data, а комбинация разнообразных технологий, обеспечивающих эффективную реализацию новых бизнес-моделей для компаний и новое качество сервиса для их потребителей. Это могут быть решения, позволяющие собирать и анализировать данные о поведении каждого покупателя не только в точках продаж, но и за их пределами (в Интернете, в том числе в социальных сетях, с помощью различных носимых устройств). Они дадут возможность формировать максимально персонализированные предложения, включая цены, скидки, ассортимент товаров и прочие сервисные условия. К числу перспективных и востребованных также относятся решения, которые позволят увеличить число каналов взаимодействия с потребителями, одновременно стирая границы между этими каналами, — то, что сейчас называют термином omni-channel.

«Российская газета»: Как стоит выстраивать стратегию развития в сегменте системной-интеграции в условиях кризисной ситуации?

М. Михалев: Реалии, описанные выше, будут принципиально менять «лицо» ИТ-рынка, поскольку потребуют от ИТ не просто владения инструментами, а умения комбинировать различные технологии для создания решений, учитывающих индивидуальные особенности каждого конкретного заказчика ИТ-услуг. От ИТ-компаний потребуется другой уровень компетенций в сфере проектирования, знание не только предметной области клиента, но и тенденций ее развития, способность реализовывать проекты, обеспечивающие решение задач в рамках стратегии бизнеса.