Персональные инструменты
 

На полном жизненном цикле

Материал из CustisWiki

Перейти к: навигация, поиск
Игорь Беспальчук, руководитель проектов дирекции развития технологий нашей компании, прокомментировал статью, посвященную неоправданным ожиданиям в проектном управлении, опубликованную на сайте журнала Intelligent Enterprise. В материале «На полном жизненном цикле» он рассказал о том, в чем заключаются особенности проектирования сложных IT-систем масштаба предприятия и почему для успешной реализации проекта необходимо учитывать полный жизненный цикл IT-системы.

В мире IT есть особый случай проектного управления — когда речь идет о проекте разработки специальных, ориентированных на конкретный бизнес, IT-систем масштаба предприятия.

Обычно проект разработки IT-системы признается успешно завершенным, если система внедрена, началась промышленная эксплуатация и при этом удалось избежать существенных перерасходов времени и денег. О том, как скажется «успешный проект» на будущем предприятия, мало кто задумывается.

Дело в том, что такого рода системы не могут быть однократно разработаны, внедрены и эксплуатируемы в дальнейшем без существенных изменений. Само предприятие является развивающейся системой, и IT-система также должна рассматриваться как развивающаяся на полном жизненном цикле (который может быть и пять, и десять лет).

Однако очень редко в критерии успеха проекта закладываются такие качества, как развиваемость и масштабируемость создаваемой системы, и еще реже достижение этих качеств проверяется. И получается, что «успешно завершенный проект» на самом деле породил нечто, что не поддается развитию, модернизации или масштабированию с ростом бизнеса. Но проект давно завершен, а руководитель получил премию и ушел выполнять новый «успешный проект в кратчайшие сроки» в другой компании.

Чтобы избежать подобной ситуации, IT-систему необходимо проектировать на полном жизненном цикле, в перспективе возможного развития и с учетом долгосрочных атрибутов качества. И проверять это «внутреннее» качество системы следует не менее тщательно, чем качество «внешнее», доступное наблюдению простого пользователя.

Проверить качество проектирования и оценить полученный результат можно только посредством экспертизы принятых архитектурных решений. Экспертиза проекта в строительстве для нас понятна и привычна, а вот в отношении IT-систем такая практика еще не наработана, и предприятия-заказчики часто проявляют фатальную доверчивость и небрежность.

Только если полученный результат (внедренная IT-система) проверен и оценен как удовлетворительный и по внешнему, и по внутреннему качеству — с учетом полного жизненного цикла системы, — можно говорить о действительно успешном проекте.



Внимание! Эта статья была создана путем автоматического реплицирования из внутренней базы знаний компании Заказные Информ Системы. Любые правки этой статьи могут быть перезаписаны при следующем сеансе репликации. Если у вас есть серьезное замечание по тексту статьи, запишите его в раздел «discussion».