Персональные инструменты
 

На полном жизненном цикле

Материал из CustisWiki

Перейти к: навигация, поиск
Игорь Беспальчук, руководитель проектов дирекции развития технологий нашей компании, прокомментировал статью, посвященную неоправданным ожиданиям в проектном управлении, опубликованную на сайте журнала Intelligent Enterprise. В материале «На полном жизненном цикле» он рассказал о том, в чем заключаются особенности проектирования сложных IT-систем масштаба предприятия и почему для успешной реализации проекта необходимо учитывать полный жизненный цикл IT-системы.

В мире IT есть особый случай проектного управления — когда речь идет о проекте разработки специальных, ориентированных на конкретный бизнес, IT-систем масштаба предприятия.

Обычно проект разработки IT-системы признается успешно завершенным, если система внедрена, началась промышленная эксплуатация и при этом удалось избежать существенных перерасходов времени и денег. О том, как скажется «успешный проект» на будущем предприятия, мало кто задумывается.

Дело в том, что такого рода системы не могут быть однократно разработаны, внедрены и эксплуатируемы в дальнейшем без существенных изменений. Само предприятие является развивающейся системой, и IT-система также должна рассматриваться как развивающаяся на полном жизненном цикле (который может быть и пять, и десять лет).

Однако очень редко в критерии успеха проекта закладываются такие качества, как развиваемость и масштабируемость создаваемой системы, и еще реже достижение этих качеств проверяется. И получается, что «успешно завершенный проект» на самом деле породил нечто, что не поддается развитию, модернизации или масштабированию с ростом бизнеса. Но проект давно завершен, а руководитель получил премию и ушел выполнять новый «успешный проект в кратчайшие сроки» в другой компании.

Чтобы избежать подобной ситуации, IT-систему необходимо проектировать на полном жизненном цикле, в перспективе возможного развития и с учетом долгосрочных атрибутов качества. И проверять это «внутреннее» качество системы следует не менее тщательно, чем качество «внешнее», доступное наблюдению простого пользователя.

Проверить качество проектирования и оценить полученный результат можно только посредством экспертизы принятых архитектурных решений. Экспертиза проекта в строительстве для нас понятна и привычна, а вот в отношении IT-систем такая практика еще не наработана, и предприятия-заказчики часто проявляют фатальную доверчивость и небрежность.

Только если полученный результат (внедренная IT-система) проверен и оценен как удовлетворительный и по внешнему, и по внутреннему качеству — с учетом полного жизненного цикла системы, — можно говорить о действительно успешном проекте.


Внимание! Данная статья выбрана для репликации во внешнюю базу знаний компании. Пожалуйста, не допускайте в этой статье публикацию конфиденциальной информации, ведения обсуждений в теле статьи, и более ответственно относитесь к качеству самой статьи — проверяйте орфографию, пишите по-русски, избегайте непроверенной вами информации.