Новые технологии для повышения эффективности в ритейле
На портале @ASTERA опубликована статья Александра Виноградова, нашего ведущего бизнес-аналитика, посвященная новым технологиям для повышения эффективности в ритейле. Как изменилась потребительская активность россиян за последние несколько лет? Как оптимизировать деятельность торговых сетей и снизить их затраты? Какие подходы и технологии должны освоить ритейлеры, чтобы оставаться конкурентоспособными? Об этом — в материале «Новые технологии для повышения эффективности в ритейле» на сайте издания.
Эксперты дают разные прогнозы потребительской активности россиян на ближайшие несколько лет. Первый вице-премьер Игорь Шувалов на бизнес-форуме «Россия — Сингапур» отметил, что доходы населения постепенно увеличиваются и уже в 2017 году в экономике должен наметиться планомерный рост.
Однако большинство участников рынка настроены более пессимистично. По их мнению, в ближайшие годы экономика не сможет расти так быстро, как хотелось бы рынку и ритейлерам — докризисного пика не достичь даже за три года.
С 2014 года поведение потребителей существенно изменилось: многие скорректировали отношение к расходам, в том числе уменьшили спонтанные траты, стали активнее реагировать на краткосрочные программы лояльности, предпочитать менее известные бренды и товары крупных сетей под собственной торговой маркой.
Вслед за потребителями постепенно изменился и ритейл. Преобразования коснулись ассортимента и ценового позиционирования товаров, поспособствовали увеличению глубины скидок и количества промоакций. Менее успешные игроки исчезли с рынка или освободили часть торговых площадей. Например, покинули российский рынок fashion-ритейлеры Stockmann, Desigual, New Look, River Island, Esprit, сократили свое присутствие бренды Zarina, BeFree и LoveRepublic, торговые сети Mamas&Papas и «Градусы».
Относительно невысокий средний уровень потребительской активности на ближайшие два-три года — это факт, с которым каждому ритейлеру придется считаться. Наиболее реалистичный прогноз на 2017 год — стабилизация потребления на среднем уровне 2015 года.
Чтобы адаптироваться к этим условиям, торговым сетям предстоит задуматься о подходах и инструментах, позволяющих оптимизировать деятельность и снизить затраты.
Omni-channel
Некоторые эксперты считают, что компании, не задействовавшие омниканальную стратегию для реализации товаров и услуг, в скором времени отступят на скамейку запасных. Согласно исследованиям Deloitte, проведенным на европейских и американских рынках в различных сегментах розничной торговли, эффект от omni-channel может быть в 2–4 раза выше совокупного эффекта от мультиканальных продаж. А по данным агентства McKinsey&Co бренды, которые активно работают над улучшением потребительского опыта, увеличивают выручку на 10–15% и снижают затраты на обслуживание до 20%.
Российский рынок тоже осознал и актуализировал этот тренд: в 2016 году количество выставок и форумов, на которых обсуждались вопросы omni-channel, неуклонно росло. Заметно и качественное улучшение понимания предмета: все больше участников рынка осознают сложность и системность изменений, которые только предстоит провести, а число заявлений «мы — компания, уже реализовавшая омниканальную стратегию» сократилось.
Залог успеха при внедрении omni-channel — отсутствие конкуренции между каналами продаж компании и персонализированный подход к каждому покупателю. Ритейлер выстраивает индивидуальную коммуникацию и формирует для каждого клиента уникальное предложение, при этом оно одинаково во всех каналах продаж, то есть не меняется в зависимости от того, каким образом покупатель взаимодействует с торговой сетью. Подобного результата невозможно достичь только путем косметических изменений. Речь идет о серьезной перестройке всех функций и направлений деятельности компании: маркетинга, закупок, производства, продаж, финансов, логистики, контроллинга. Только такой подход позволит получить рыночные преимущества от реализации omni-channel.
В ближайшие 3–5 лет компании-первопроходцы, инноваторы в ритейле продемонстрируют результаты своих усилий на практике, а также озвучат финансовые показатели. Это позволит оценить эффективность omni-channel в условиях стагнации рынка.
RFID
Radio Frequency Identification — один из способов идентификации объектов с помощью радиосигнала. Информация о товаре записывается на RFID-метку (транспондер), а считывание может выполняться одновременно с большого количества меток в движении, через упаковку или короб.
Сегодня это одна из перспективных технологий, благодаря которой сокращаются время и трудозатраты при обработке товара на всех этапах от фабрики до магазина, а также, что самое важное, создается новый потребительский опыт. Кроме того, RFID можно использовать в качестве основного или дополнительного элемента в системе предотвращения потерь.
В настоящее время в России две крупных иностранных сети — Decathlon и Adidas — заявили, что используют технологию RFID. Также есть отдельные примеры ее тестового и промышленного применения в аэропортах (в частности, Шереметьево), театрах, библиотеках, медицинских учреждениях для отслеживания авиационных узлов, агрегатов, основных средств и др.
Игроки рынка признают высокую ресурсозатратность внедрения RFID и необходимость четкого понимания задач компании, которые планируется решать при помощи этой технологии. По словам участников круглого стола «RFID в ритейле», прошедшего в рамках III Московского ID-форума, рассматривать переход на RFID только как замену привычному штрихкоду — значит слишком упрощать задачу. Кроме того, в некоторых случаях реализуются не столько интересы компании, сколько планы ФНС по переводу части товаров (на первом этапе — меховых изделий) на обязательную RFID-маркировку для решения фискальных задач. При этом ведомство преследует свои цели и не берет в расчет дороговизну внедрения таких технологий. Соответственно, перед компаниями, в которых по закону должна происходить подобная обязательная RFID-маркировка, стоит задача найти и извлечь все возможные выгоды, которые может обеспечить эта технология.
У передовых торговых компаний, стремящихся оперативно внедрять новые технологии, примеры сетей, которые уже используют RFID, вызывают беспокойство. С другой стороны, отсутствие явных бизнес-драйверов для перехода на технологию заставляет даже инноваторов занимать выжидательную позицию.
Участники дискуссии пришли к выводу, что многие ритейлеры не готовы использовать все возможности RFID-технологии, а также не осознают ее глобальное влияние на внутреннюю структуру компаний. Примером такого влияния служит опыт компании Marks&Spencer, в которой вице-президент по RFID находится выше директора по ИТ, а реализуемые им проекты охватывают не только ИТ, но и мерчандайзинг, логистику и другие бизнес-функции.
Хорошая новость заключается в том, что лед, несмотря ни на что, тронулся. На рынке появились примеры проектов по комплексному переходу на RFID-технологию на всех этапах движения товара: маркировка RFID-метками продукции на фабрике или складе в РФ, отслеживание перемещения от склада до магазина, быстрое прохождение кассового узла и (или) продажи в торговом зале. В 2017 году ожидаются первые результаты такого проекта в одной из крупных fashion-сетей.
Big Data для логистики
Логистика и управление цепями поставок в ритейле — отнюдь не передовые с точки зрения автоматизации и применения новых технологий бизнес-функции. Причина этого отчасти кроется в том, что стандартные KPI соответствующих подразделений позволяют обходиться им тем уровнем ИТ-решений, который есть сейчас. Однако эти функции могли бы выполняться с большей точностью, если бы имелись инструменты и достаточное количество исходных данных для проектирования моделей функционирования логистической сети, прогнозирования и планирования на тактическом и оперативном уровне. В этом компаниям готовы помочь технологии Big Data.
Процессы логистики генерируют очень много данных. Во многих ситуациях, особенно при планировании, необходимо уметь «складировать» информацию, представленную в виде слабоструктурированных и неструктурированных сведений, однако не требуется онлайн-анализ исполняемых в настоящий момент операций. При этом заранее неизвестно, что удастся извлечь из накопленных данных средствами стандартного анализа, статистики и машинного обучения, поскольку выделять и оценивать взаимное влияние метрик крайне сложно.
Технологии хранения информации для Big Data, например Hadoop, позволяют предварительно агрегировать разнообразную информацию, включая непрерывно возникающие сообщения в социальных сетях, метеорологические данные, информацию о дорожных событиях, сведения с устройств видеорегистрации, аудио- и видеонаблюдения.
Добиться лучшего логистического сервиса с помощью инструментов Big Data сегодня пытаются как мировые лидеры, например DHL, так и российские компании, оказывающие для ритейлеров услуги по складской обработке заказов, почтовой и курьерской доставке.
Подводя итоги, можно отметить, что помимо перечисленных решений есть и другие подходы и технологии, имеющие большой потенциал для развития и использования в ритейле. Однако явных лидеров по их внедрению и реализации пока нет как среди мировых компаний, так и в российских розничных сетях. Оптимизм вселяет тот факт, что ритейлеры в сложных рыночных условиях не отстраняются от инновационных технологий, но при этом строже оценивают эффективность новых ИТ-решений и взвешенно относятся к оценке результатов, достигнутых в ходе ИТ-проектов.