Обсуждение:Применение принципов Lean в масштабах предприятия (Асхат Уразбаев, AgileDays-2011)/Заметки Стаса Фомина
Отличный доклад, Асхат профессиональный докладчик, и слайды и риторика на уровне. Возможно разумно сначала взглянуть на Lean Software Development (Никита Филиппов, AgileDays-2011), ибо практически по этим же слайдам, Никита сделал краткое-краткое введение, а здесь, дабы не повторятся, несколько промотали автомобильно-тойотную историю Lean.
Что хорошо — очень конкретный подход. Никаких долгих рассусоливаний про «философию Lean», как это отражается на производство обычных предприятий (кстати, если надо это, то может разумно взглянуть на Работа по принципу Lean в рамках всей компании. Опыт компании ESAB (встреча AgileRussia.ru 2011-04-14)), а то, часто возникает ощущение какого-то обмана — какой-то примитив выдают за «ответ на главный вопрос жизни». Плюс еще непонятки, каким боком Lean и Agile друг к другу.
Поэтому Асхат сказал, что Lean — это атака на сложные случаи, когда простые кавалеристкие наскоки с Agile напрямую не работают, и начал иллюстрировать «WTF is Lean?», рассматривая кейсы непосредственно из Software Development — как правило, неоптимальные производственные потоки с бутылочными горлышками (нехватка дизайнеров или аналитиков, медленная работа заказчиков над требованиями), матричное распределение персонала по длинным проектам с адом контекс-свитчинга, и т.п.
Т.е. Lean — глобальная оптимизация всего процесса, более того, отдельное внедрение Agile может только усугубить («отдел тестировщиков внедрил Agile») и разрушить цепочку.
Историю про он Тойоту промотал — надо смотреть Филиппова. Впрочем, там стандартная картинка про «загруженные станки, заваливающие склады», известная по куче бизнес-книг, переход от «push» к «pull» и т.п.
Lean — это борьба. Борьба с мудаками и мурой («мури» — «перегрузка», «мура» — неравномерность, «муда» — потери). Слов японских там много, есть шанс выучить (для просмотра аниме, увы, недостаточно).
Постулировав «Процесс в виде непрерывного потока», дальше рассматривали пять этапов Lean (не буду пересказывать), и крутили конкретные кейсы, чтобы народ проникся.
- Неэффективная коллаборация в шарепоинте.
- Ненужный нафиг отдел документирования, затрахавший разработчиков.
Кстати, кучу потодобных затыков порождает классический менеджерский подход «нужен единый ответственный за проблему», который обычно встраивается между реально заинтересованными сторонами, и порождает безумные регламент, становящийся бутылочным горлышком и даже блокировкой.
Тут же предложили поискать лишних людей среди:
- Маркетологов (очень поищите!): крики в зале «Их надо расстрелять!», «Я считаю своим долгом над ними издеваться, все время и всячески их унижать!», «Кто нибудь видел в жизни полезное маркетинговое исследование?»
- HR-ов
- Архитекторов
- Сервисных или компонентных команд
- Важных Шишек (ЛПР).
Ну а дальше, мне эта тема знакома, пересказывать глупо, так, брошу поток ключевых фраз:
- Обратная связь от заказчика → Kanban
- Минимизация cycle time.
Интересное, это когда антитела Lean натыкаются на процессы Agile, и начинаем задаваться вопросами, а что собственно waste. Например, продолжите фразу: потеря это…
- согласование требований
- работа по несогласованным требованиям.
Так вот, backlog и оценка, например, нет, не waste, это часть процесса понимания ценности заказчика. А ведь Lean — «Постоянный поиск новых знаний».
--- Немного (у нас же масштаб предприятия), поговорили про этапы развития организации:
- delivery, прозрачность, предсказуемость (тут появляются PMы)
- ценность, бизнес, управление продуктом (PMы становятся waste, появляются PO).
- постоянное совершенствование.
Разумеется, тут же упомянули и ту самую книжку Адизеса, про развитие компаний, пожурив его самого за бардак в его собственной конторе.
Хороший, динамичный доклад. И, кстати, неплохо снят, спасибо оператору, которому было не лень делать zoom.