Персональные инструменты
 

О правах ЕРКЦ

Материал из CustisWiki

Версия от 03:00, 9 апреля 2009; BenderBot (обсуждение | вклад) (1 версия)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск
Автор


Повышенный интерес к теме реформирования ЖКХ вызывает оживленные дискуссии вокруг самых разных аспектов этой темы. Сегодня трудно полностью осознать масштаб происходящих и ожидаемых изменений в отрасли. Ясно лишь, что изменения эти очень серьезны.

В ЖКХ растут тарифы, а с ними растет доходность многих видов деятельности, в том числе информационных и расчетно-платежных услуг. С приходом новых организаций сложившиеся механизмы работы и распределение ролей среди участников процесса учета, сбора и распределения платежей населения стали подвергаться острой критике.

Так, в отдельных публикациях и выступлениях высказываются сомнения в праве единых расчетно-кассовых (информационно-расчетных центров) — ЕРКЦ оказывать некоторые виды услуг. Более того, ставится под вопрос само существование этих организаций. В данной статье мы попробуем ответить на наиболее серьезные сомнения по поводу деятельности расчетно-кассовых центров.

Право производить расчеты

Прежде всего, необходимо отметить, что широкое развитие ЕРКЦ инициировано Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 2 августа 1999 г. № 887 («О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения»[2] определено, в частности, следующее:

«4. Установить, что сбор платы за жилье и коммунальные услуги производится собственником домовладения или уполномоченной им организацией через расчетно-кассовые центры.»

«9. Рекомендовать органам местного самоуправления в целях улучшения сбора платы за жилье и коммунальные услуги, рационального распределения указанных средств, усиления социальной защиты малоимущих слоев населения: создавать расчетно-кассовые центры по сбору и обработке коммунальных платежей и предоставлению субсидий гражданам на оплату жилищно-коммунальных услуг...»

Несмотря на споры о правовой основе деятельности ЕРКЦ по сбору платежей, налоговыми органами порядок расчетов через ЕРКЦ рассматривается как вполне законный. Так, в письме ГНС РФ от 15.08.96 № ВЗ-4-03/55н написано:

«если организации жилищно-коммунального хозяйства не осуществляют операций по купле-продаже коммунальных услуг, а участвуют только в расчетах по ним, то есть выполняют функцию сбора и перечисления денежных средств (транзитные платежи), то операции по реализации этих услуг отражаются на балансе организаций-поставщиков (производителей работ, услуг)...»

Считается, что сейчас ситуация изменилась. Ведь указанные документы отменены Постановлением Правительства РФ от 30 августа 2004 г. № 444 «О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг».

Однако не стоит забывать, что в рамках реализации жилищной реформы продолжает действовать Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2001 г. № 797 «О подпрограмме «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы».

В данном постановлении, в разделе «2. Формирование рыночных механизмов функционирования жилищно-коммунального комплекса и условий для снижения издержек и повышения качества жилищно-коммунальных услуг» сказано буквально следующее:

«Специализация расчетно-кассовых центров должна заключаться в оперативном ежемесячном расчете платежей населения в зависимости от реального потребления жилищно-коммунальных услуг. Это предполагает наличие специализированной информационно-вычислительной базы. Поэтому в городах, где существуют несколько управляющих компаний, функции по проведению расчетов по платежам населения целесообразно передавать на условиях подрядного договора специализированным расчетно-кассовым центрам, которые собирают всю информацию по платежам, осуществляемым потребителями предприятиям жилищно-коммунального хозяйства. В муниципальных образованиях, где управление муниципальным жилищным фондом осуществляет одна управляющая компания, расчетно-кассовый центр может создаваться как структурное подразделение этой компании.»

Таким образом, за расчетными центрами, во-первых, сохраняется право производить расчеты и оказывать иные информационные услуги. Во-вторых, правительство России признает необходимость консолидации расчетной функции там, где это экономически оправдано и удобно для населения. Конечно, речь идет не о федеральном законе, а о подзаконных актах. Однако сам факт, что законотворчество исполнительной власти опирается на сложившуюся практику, указывает на то, что эта практика считается достаточно серьезным фактором для установления нормы.

Прием платежей

Другое направление критики ЕРКЦ апеллирует к федеральным законам. А именно — к закону «О банках и банковской деятельности». Звучат, например, такие заявления, что для приема платежей от населения через собственные кассы ЕРКЦ должен иметь банковскую лицензию. Так ли это? Обратимся к соответствующим нормативным актам.

Согласно статьям 1 и 5 Федерального закона от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» (с изменениями от 8 июля 1999 г., 28 июля 2004 г.), где определены такие основные понятия закона, как «кредитная организация», «банк» и «небанковская кредитная организация» и перечислены виды банковских операций, такой вид деятельности как прием платежей не указан в качестве банковской операции.

Разъяснения на данную тему можно также найти в недавнем Письме Минпромэнерго России от 17.09.04 № 10-680 «О применении постановлений Правительства РФ от 30.07.04 № 392, от 30.08.04 № 444».

Там сказано следующее:

«Лицензий на указанную деятельность (прием платежей — Т.Л.) не требуется, поскольку РКЦ не выступает в качестве кредитной организации.»

Руководствуясь общим принципом права, в соответствии с которым любая деятельность, прямо не запрещенная законодателем, разрешена, следует заключить, что прием платежей населения в кассовых пунктах ЕРКЦ вполне возможен. Эта деятельность ничем не отличается, например, от сбора платежей в пользу сотовых операторов, выполняемого во многих столичных супермаркетах. Возникает подозрение, что критика в адрес ЕРКЦ вызвана не заботой о соблюдении правовых норм, а другими, более приземленными мотивами.

Современный ЕРКЦ зачастую выполняет роль главного, если не единственного, муниципального информационного ресурса. Сам характер его деятельности предполагает пристальное внимание к ней со стороны депутатского корпуса и населения. Это приводит к необходимости глубокой проработки нормативных аспектов деятельности ЕРКЦ. Благодаря многолетним усилиям специалистов в этом направлении, как в центре, так и на местах, сегодня мы можем всерьез поставить вопрос о системном решении проблемы нормативного обеспечения расчетов в ЖКХ, которое должно устранить противоречия и недостатки существующей нормативной базы.

Деятельность местных расчетно-кассовых центров де-факто инициировала выработку необходимых актов на региональном уровне, регулирующих эту сферу хозяйственной деятельности. Именно разнообразие регионального нормотворчества, не подкрепленного нормативными актами федерального уровня, открывает простор для острой критики ЕРКЦ.

Остается выразить надежду, что инфраструктурная роль расчетно-кассовых центров, важность которой в период реформирования коммунальной отрасли только повышается, будет закреплена и на уровне федеральных законов прямого действия.


Ссылки

  1. «Коммунальный комплекс России», №2 (февраль) 2005, стр.20-21.
  2. Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 33, ст. 4116

Любые правки этой статьи будут перезаписаны при следующем сеансе репликации. Если у вас есть серьезное замечание по тексту статьи, запишите его в раздел «discussion».

Репликация: База Знаний «Заказных Информ Систем» → «О правах ЕРКЦ»