|
Персональные инструменты |
|||
|
Партнерские отношения между бизнесом и ИТ будут способствовать развитию цифровой экономикиМатериал из CustisWikiСергей Тихомиров, наш первый заместитель генерального директора, дал интервью «Национальному банковскому журналу», посвященное цифровизации в банковской сфере. Как переход государства к цифровой экономике сказывается на банковской отрасли? Составят ли финтех-стартапы конкуренцию банкам? Какие ИТ-проекты востребованы у кредитных организаций? Об этом — в материале «Партнерские отношения между бизнесом и ИТ будут способствовать развитию цифровой экономики» на сайте и в бумажной версии издания. Относительная экономическая стабильность в стране позволила банкам в 2017 году отодвинуть стратегию сохранения ресурсов на второй план и приступить к работе с собственной организационной культурой. О необходимости структурных изменений внутри банков и выстраивании более плотных партнерских отношений между бизнесом и ИТ рассказал NBJ первый заместитель генерального директора группы компаний CUSTIS Сергей Тихомиров. NBJ: Сергей, 2017 год прошел под знаком заявления руководителей нашей страны о том, что настало время перейти от старой модели экономики к новой — цифровой. Как вы считаете, этот процесс находится в активной фазе или мы буксуем на месте? Сергей Тихомиров: Сегодня основная и самая масштабная задача, стоящая перед российскими банками, — провести внутренние организационные изменения и переломить сложившуюся за последние десятилетия культуру медлительности и неповоротливости. В долгосрочной перспективе конкурентоспособность сохранят кредитные организации, готовые идти в ногу с рыночными и технологическими тенденциями, меняться и расширять границы деятельности. Таким образом, тезис о переходе от старой модели экономики к новой органично вписывается в общебанковские тренды. При этом важно понимать: именно заявления первых лиц страны о необходимости цифровизации поспособствовали тому, что банковское сообщество обратило пристальное внимание на данную тему, а не наоборот. Пока многие кредитные организации делают только первые шаги в сторону цифровизации и проводят предварительную подготовку на культурно-идеологическом уровне. Они разбираются в деталях и особенностях тренда, формируют стратегию поведения и намечают план дальнейших действий. Помимо изучения вариантов внутренней реорганизации банки экспериментируют с различными форматами инноваций. Они выстраивают партнерские отношения со стартапами, технопарками, акселераторами. Это тоже шаг навстречу новой цифровой экономике. NBJ: Что именно мешает цифровизации развернуться в полный рост? Почему банки не стоят в авангарде новой экономической модели? Сергей Тихомиров: Даже у небольших банков огромные клиентские базы и миллионы ежедневных транзакций. Малейшая ошибка в процессе исполнения банковских операций может обернуться катастрофой, поэтому к каждому новому этапу автоматизации кредитные организации подходят крайне осторожно. Классическая банковская культура ставит во главу угла надежность — внедряются только те системы, которые были протестированы много раз, доказали свою стабильность и эффективность работы. Поэтому среди факторов, непосредственно влияющих на скорость цифровизации, необходимо отметить возрастающий уровень доверия и взаимодействия между бизнесом и ИТ. В 2017 году представители ИТ-направления продолжают поддерживать наметившийся в последние пару лет тренд — занимают ведущие позиции в составе правления многих кредитных организаций. У айтишников появляется возможность оказывать влияние не только на обособленный блок ИТ, но и на бизнес-решения. Активное переориентирование ИТ-функционала с инфраструктурных задач в сторону бизнес-интересов должно поспособствовать переходу к новой модели экономики. NBJ: Отражается ли стремление банков к цифровизации на рынке труда? Сергей Тихомиров: Возросшая значимость ИТ заметна на рынке труда, и отчасти это связано с цифровизацией. Мы наблюдаем, что банки открывают все больше вакансий для ИТ-специалистов. Сотрудники ИТ-компаний стали чаще переходить во внутренние структуры банков благодаря активному хантингу и конкурентоспособному уровню зарплат. Кроме того, заметно большое число переходов между топовыми позициями внутри ИТ-блоков различных банков. NBJ: Есть ли вероятность, что финтех-стартапы быстрее встроятся в процесс цифровизации и станут активными конкурентами банков в ближайшем будущем? Сергей Тихомиров: Я считаю, что в ближайшие 5–10 лет финтех-стартапы не смогут составить реальную конкуренцию банкам. В финтехе множество интересных разработок, но удачные решения носят точечный характер. Чаще инновационные и нестандартные идеи финтехов подстегивают банки разрабатывать новые технологические решения промышленного уровня силами собственных ИТ-подразделений. В отсутствие реальной конкуренции банки занимают выжидательную позицию. Небольшие игроки рынка стартапов просто остаются под наблюдением, сильные — поглощаются. Пока регулирующие органы обеспечивают кредитным организациям безусловный приоритет в сфере сбыта, острого противостояния мы не увидим. NBJ: Какие еще тенденции оказали влияние на банковский и ИТ-сектор в 2017 году? Сергей Тихомиров: 2017 год стал достаточно плодотворным для банковского рынка, особенно в сравнении с предыдущим кризисным годом. Просрочка по кредитам планомерно снижается, а объемы розничного и корпоративного кредитования идут вверх. По данным ЦБ РФ, в первом полугодии 2017 года кредитные организации получили прибыль в размере 770 млрд руб., что практически вдвое превысило результаты за аналогичный период 2016 года. В сентябре произошло резкое снижение прибыли, которое аналитики связывают с признанием убытка «Бинбанка» и банковских групп «ФК Открытие». Однако после пикового обвала показатели вновь пошли вверх, и к концу года значительная часть кредитных организаций продемонстрировала лучшие финансовые показатели, чем в 2016 году. Несмотря на общую положительную тенденцию, из-за санации банковского сектора количество потенциальных клиентов ИТ-компаний продолжает уменьшаться. В то же время по сравнению с 2016 годом число кредитных организаций, которых лишили лицензий, сократилось почти вдвое. Банки, оставшиеся на плаву, стремятся увеличивать бюджеты на ИТ-блок, чтобы повышать эффективность, развивать сервисы и новые каналы взаимодействия с клиентами. Поэтому в долгосрочной перспективе ИТ-компаниям, скорее всего, не стоит опасаться уменьшения прибыли. Внешнее регулирование кредитных организаций также является важной составляющей развития банковского сектора. «Дочки» западных банков находятся в более выгодных условиях, чем отечественные кредитные организации. Иностранные банки уже работают по нормативам ЕЦБ. Чтобы вести деятельность на территории России, им необходима лишь небольшая адаптация к требованиям ЦБ РФ. Российские кредитные организации вынуждены проходить более трудный путь внедрения стандартов банковского регулирования, к примеру требований «Базеля III», параллельно с ЦБ РФ. NBJ: Меняется ли система ценностей, которой придерживаются заказчики при выборе технологических партнеров? Что сейчас востребовано? Сергей Тихомиров: Я бы не сказал, что система ценностей заказчиков меняется кардинально, но можно отметить некоторые новые тенденции. Так, если раньше были востребованы крупные монолитные разработки, то сегодня повышается спрос на небольшие проекты с быстрым результатом: прототипы, тестовые полигоны, экспериментальные внедрения с узкими блоками функционала. Надо сказать, что сегодня нет всеобщей моды на какие-то конкретные классы ИТ-продуктов или решений, которая наблюдалась в прошлые годы. Это говорит об определенной зрелости и уровне развития рынка. Например, все работают над развитием каналов взаимодействия с клиентами, однако каждая финансовая организация подходит к вопросу гибко и индивидуально, выбирает из широкого спектра инструментов. NBJ: Среди услуг, которые предлагает ваша компания, есть так называемое концептуальное проектирование. Расскажите о ней подробнее: что она включает, почему возникла необходимость в разработке и предложении рынку такой услуги? Сергей Тихомиров: Мы видим проблемы в интерфейсе взаимодействия бизнеса и ИТ, отсюда — востребованность наших консалтинговых услуг. Как правило, бизнес декларирует потребности на своем языке, и айтишникам сложно встроить их в свои реалии. Суть концептуального проектирования заключается в способности понять и описать задачу, сформулированную на языке бизнеса, и переложить ее в инженерно-айтишную логику. Концептуальное проектирование обеспечивает полный жизненный цикл изменений — от бизнес-замысла до практической реализации в организационных и ИТ-решениях. При этом максимальный эффект достигается при оптимальных затратах. Но самое главное, мы комплексно анализируем ситуацию заказчика и помогаем выделить наиболее важные потребности и точки преобразования, сконцентрироваться на приоритетных задачах и отбросить лишние. Любые правки этой статьи будут перезаписаны при следующем сеансе репликации. Если у вас есть серьезное замечание по тексту статьи, запишите его в раздел «discussion». |
||