Персональные инструменты
 

Перспективы банковского обслуживания персонифицированных счетов для адресного субсидирования жилищно-коммунальных услуг

Материал из CustisWiki

Перейти к: навигация, поиск

Андрей Борейко, заместитель директора по развитию бизнеса ООО «Заказные ИнформСистемы».


«Перспективы банковского обслуживания персонифицированных счетов для адресного субсидирования жилищно-коммунальных услуг» [1]

Тема, обозначенная в заголовке статьи, несмотря на длинное название, касается лишь небольшого блока работ, связанных с автоматизацией расчетов в жилищно-коммунальном хозяйстве[2].

Тем не менее, тема эта представляет интерес для коммерческих банков, которые уже имеют опыт работы с ЖКХ или планируют заняться этой сферой в ближайшее время.

Чтобы пояснить масштаб вопроса, достаточно сказать, что за прошлый 2002 год все платежи населения и бюджетов в адрес поставщиков жилищно-коммунальных услуг составили 270 миллиардов рублей [3].

Льготы по оплате составили 30 млрд. рублей, начисленные субсидии — 12 млрд. рублей. Причем надо отметить, что при существующей системе социальной защиты до 30-40% населения имеют право на получение льгот и субсидий.

Даже с учетом хронического недофинансирования жилищной сферы значительные денежные потоки проходили и будут проходить через банковскую систему и другие финансовые институты, занятые обслуживанием ЖКХ. Более того, суммы начисления и оплаты коммунальных услуг растут существенно быстрее инфляции. Так, в 2002 г., по данным Госстроя, россияне заплатили за эти услуги на 100 млрд. руб. больше, чем в 2001 г. [4]. Проблема заключается в том, что даже совместные платежи населения и бюджета составляют всего лишь 53% от совокупной суммы, предъявленной к оплате, которая в 2002 году достигла 512 млрд. рублей.

У этой ситуации есть несколько причин:

  1. неполный сбор платежей за ЖКУ за счет низкой платежной дисциплины потребителей услуг — населения и предприятий;
  2. значительный объем льгот (см. выше), которые просто вычитаются из начисленного, уменьшая сумму оплаты;
  3. субсидии также вычитаются из начисленного, но убытки, которые при этом возникают у поставщиков, покрываются государством не полностью, так как:
    • субсидирование производится не адресно, а по категориям граждан, что принципиально затрудняет контроль за справедливостью предоставления субсидий;
    • бюджеты по разным причинам задерживают или даже вовсе не перечисляют дотационные средства в адрес поставщиков ЖКУ.

[svg]


Примерная схема оплаты ЖКУ в большинстве регионов России по состоянию на сегодняшний день представлена на следуюющем рисунке:

Примерная схема оплаты ЖКУ в настоящее время

Глядя на него легко убедиться, что проблемы с оплатой ЖКУ возникают буквально на каждом шагу. Основные потери при этом несут поставщики услуг — от самых мелких, чья доля в квитанции на оплату составляет считанные проценты, до самых крупных, к числу которых относятся предприятия теплоснабжения и энергосбыта с долей не менее 60% от всей коммунальной корзины.

Чтобы разобрать описанный выше ворох проблем, специалистами был предложен, в частности, механизм адресного субсидирования. В последние два года в ряде регионов при участии Госстроя и консультантов проводится эксперимент по внедрению персонифицированных счетов граждан.

Что представляет собой персонифицированный счет гражданина? Это фактически текущий лицевой счет человека в коммерческом банке, на который перечисляются субсидии. Разница со старой системой заключается в том, что средства поступают не поставщикам услуг напрямую, а сначала направляются из органов казначейства или финансового управления местной администрации на специальный бюджетный счет в банке и затем распределяются между персональными счетами граждан. После этого возможны варианты.

Первый вариант представлен на следующей схеме:

Адресное субсидирование с сохранением дотаций поставщикам услуг

Он не сильно отличается от традиционного дотирования поставщиков. Здесь гражданин не имеет права распорядиться субсидией. Субсидии совершают движение по счетам и, в конечном итоге, оказываются у поставщиков ЖКУ. Единственное различие заключается в ужесточении контроля со стороны государства за поступлением денег на специализированный бюджетный счет (эти средства приравниваются к заработной плате бюджетников), в появлении контроля за оплатой гражданином счета за услуги со стороны информационно-расчетного центра и в адресном характере распределения.

Второй вариант предоставляет гораздо большую свободу гражданину и, как следствие, обслуживающему гражданина банку:

Адресное субсидирование с механизмом компенсации расходов граждан

Потребитель услуг производит 100% оплату ЖКУ в соответствии с полной суммой, указанной в счете, то есть без учета субсидий. Затем он предъявляет квитанцию об оплате в банк, который выдает ему наличные деньги в соответствии с размером субсидии, начисленной отдельно в службе социальной защиты населения.

Сравнительный анализ двух способов адресного субсидирования представлен в следующей таблице:

Таблица 1. Сравнительный анализ возможностей банка и гражданина при разных схемах адресного субсидирования.
 Дотации поставщикамКомпенсации гражданину
Гражданин не имеет права распоряжаться денежными средствами имеет право снимать и переводить денежные средства
Банк перечисляет дотации поставщикам по указанию информационно-расчетного центра или соцзащиты
  1. выдает денежные средства гражданину по предъявлении квитанции;
  2. может сочетать обслуживание персонифицированных счетов с другими формами обслуживания.

Очевидно, что схема с использованием компенсаций открывает новые возможности для банковского ритейла, для сочетания персонифицированных счетов с другими формами обслуживания физических лиц.

Более того, банк может побороться за полный цикл обслуживания всех участников расчетов в жилищно-коммунальном хозяйстве. Понятно, что эта борьба обусловлена массой политических факторов на региональном и местном уровне, но, учитывая значительные объемы финансовые потоков, игра стоит свеч.

Полный цикл обслуживания показан на следующем рисунке:

Полный цикл обслуживания всех участников расчетов в ЖКХ


Он включает:

  1. обслуживание специализированного бюджетного счета;
  2. обслуживание персонифицированных счетов граждан-получателей субсидий;
  3. обслуживание транзитного счета информационно-расчетного центра;[5]
  4. обслуживание расчетных счетов предприятий жилищно-коммунального комплекса и поставщиков услуг;
  5. дополнительные услуги для участников расчетов.


Существенным препятствием для большинства коммерческих банков может стать стремление местных и региональных администраций ввести институт «уполномоченного» банка, в котором будут собраны все персонифицированные счета получателей субсидий. В данном вопросе союзниками прочих банков выступают сами граждане, которые, в соответствии с гражданским законодательством, имеют право открывать счета там, где сочтут нужным. И тому есть соответствующие прецеденты, возникшие в ходе упомянутого эксперимента Госстроя. Возможно, что в дальнейшем для персонифицированных счетов будут введены какие-то ограничения, но пока такой запретительной нормативной базы не существует.

В продолжение разговора об итогах эксперимента интересно отметить, как два основных подхода к адресному субсидированию распределились между пилотными регионами:

Таблица 2. Адресные субсидии в регионах.
Адресные субсидии идут прямо поставщикам ЖКУ Адресные субсидии поступают в распоряжение граждан
  • Республика Саха
  • Санкт-Петербург
  • Тюменская область
  • Чувашия
  • Нижегородская область
  • Ростовская область
  • Белгородская область
  • Татарстан

Таблица наглядно показывает, что в большинстве регионов стремятся уйти от дотационной схемы, что, конечно же, вполне оправдано как с экономической, так и с социальной точки зрения.

Какие конкретные цели ставит Госстрой РФ перед участниками эксперимента? Ответ на этот вопрос также представляет большой интерес для банковских учреждений. В эксперименте поставлено пять основных задач [6], из которых стоит обратить особое внимание на три последние задачи, непосредственно связанные с работой банков:

  1. Увязать оплату жилищно-коммунальных услуг с качеством этих услуг.
  2. Апробировать и внедрить альтернативные схемы управления жилищным фондом.
  3. Повысить дисциплину бюджетных выплат (субсидии приравниваются к заработной плате бюджетников).
  4. Снизить стоимость банковских услуг по обслуживанию персонифицированных счетов.
  5. Разработать соглашения о кредитовании персонифицированных счетов в случае несвоевременного перечисления бюджетных средств.

В связи с тем, что повсеместное внедрение системы адресного субсидирования намечено уже в 2005 году, у банков, которые захотят в этом участвовать, появятся не только новые возможности, но и определенные сложности. Попробуем вкратце обозначить те вызовы и задачи, которые предстоит решить коммерческому банку для обслуживания персонифицированных счетов.

Во-первых, предстоит преодолеть политические сложности, некоторые из которых уже упоминались выше. Работа с местной и региональной властью будет играть ключевую роль.

Во-вторых, можно и нужно отслеживать соответствующие изменения в законодательстве. Источником законодательных инициатив в сфере ЖКХ будут самые разные политические, административные и коммерческие структуры. Активность в этой области будет только нарастать, как показали некоторые события 2003 года, когда возникли крупные структуры типа ОАО «Российские коммунальные системы» и ряд менее известных проектов.

В-третьих, предстоит освоить совершенно новую группу клиентов, а именно — получателей субсидий. В большинстве своем это малообеспеченные граждане, которые при других обстоятельствах никогда бы не обратились за банковскими услугами. Очевидно, что работа с ними будет иметь свою специфику.

В-четвертых, и этот пункт тесно связан с предыдущим, банкам потребует обеспечить высокую технологичность обслуживания персонифицированных счетов, чтобы, с одной стороны, не проштрафиться перед государством, а с другой стороны, минимизировать себестоимость обслуживания персонифицированных счетов. Ключевым средством для решения этой проблемы будет автоматизация адресного субсидирования, о чем несколько подробнее будет сказано ниже.

В-пятых, появляются новые требования к организационному и информационному взаимодействию с внешними структурами: информационно-расчетным центром, службой социальной защиты населения, казначейством и т.д. Здесь также потребуются новые высокотехнологичные решения, направленные на оптимизацию информационного обмена, синхронизацию работы разных служб, снижение стоимости информационных транзакций и уменьшение числа ошибок при обмене данными. По нашему мнению, эти проблемы не могут быть полноценно решены средствами большинства известных платежных систем.

[svg]


В настоящее время информационные системы участников расчетов в ЖКХ катастрофическим образом разобщены. Службы социальной защиты, как правило, не располагают современным программным обеспечением. Информационно-расчетные центры сплошь и рядом используют доморощенные программы с крайне низким качеством ведения расчетов и справочников. Поставщики услуг либо вовсе не используют современные технологии, либо поддерживают собственные базы данных, слабо совместимые с базами данных и программными продуктами других поставщиков и расчетных центров. Банки, в свою очередь, оснащены целым «зоопарком» серийных АБС, большинство из которых не поддерживает и в ближайшем будущем не будет поддерживать полный цикл работ с персонифицированными счетами.

Поэтому важнейшими задачами для банковских специалистов, экспертов-технологов и автоматизаторов станут, с одной стороны, создание единой городской (или региональной) информационной системы на базе современного программно-технологического комплекса [7] и, с другой стороны, расширение функциональных возможностей автоматизированных банковских систем.

Ссылки

  1. «Расчеты и операционная работа в коммерческом банке», №11, ноябрь 2003, стр. 47-52. Методический журнал, издательство БДЦ-Пресс.
  2. См., например, статью автора «Коммунальная страна» в еженедельнике «Эксперт» (приложение «Цифровой мир»), № 31 (384) от 25 августа 2003 г.
  3. Данные Национального фонда содействия жилищной реформе
  4. Башмаков И. РЕФОРМА ЖКХ: Рост тарифов имеет пределы. «Ведомости», 28 августа 2003 г.
  5. В разных городах можно встретить расчетный центр, информационно-расчетный центр, расчетно-кассовый кассовый центр и т.д. Особенно активно расчетные центры стали создаваться после постановления правительства России от 17 ноября 2001 г. N 797, утвердившего подпрограмму «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» в составе федеральной целевой программы «Жилище».
  6. Из неопубликованного доклада Сиваева С.Б. (фонд «Институт экономики города») на семинаре Госстроя 28 марта 2003 г.
  7. В настоящее время число современных городских расчетных систем промышленного уровня весьма ограничено. Автор статьи работает в компании, занятой разработкой одной из таких систем — ПТК «Радей» (программно-технологический комплекс «Радей»). К числу наиболее распространенных систем на сегодня относятся система «Город» компании ЦФТ (Новосибирск), система «Инари» (Санкт-Петербург), система АЦК-ЖКХ компании Бюджетные Финансовые Технологии и системы местных разработчиков, большинство из которых реализовано с низким уровнем качества или с использованием устаревших технологий, но существенно дешевле промышленных систем.



Внимание! Эта статья была создана путем автоматического реплицирования из внутренней базы знаний компании Заказные Информ Системы. Любые правки этой статьи могут быть перезаписаны при следующем сеансе репликации. Если у вас есть серьезное замечание по тексту статьи, запишите его в раздел «discussion».