Персональные инструменты
 

Подбор топ-менеджера — процедура ювелирная

Материал из CustisWiki

Перейти к: навигация, поиск
Евгения Удалова
Руководитель службы персонала CUSTIS

Интервью опубликовано в журнале «Служба кадров и персонал», № 10-2011.

СК: Не секрет, что хороший топ на дороге не валяется. Есть ли дефицит топов вообще — в каких отраслях, в каких направлениях? В вашей компании — в частности?

Е.У.: Не берусь сказать, в каких отраслях или направлениях наблюдается дефицит топов. Мои обобщения скорее базируются на опыте работы в конкретной компании — CUSTIS, которая специализируется на заказной разработке и внедрении масштабных учетно-аналитических систем. Дефицит есть, при этом мы понимаем, что он обусловлен сложностью подбора и привлечения таких специалистов в компанию. То есть речь идет не о том, что таких специалистов мало на рынке, а о том, что мало таких, которые нужны именно вам и которые хотят работать у вас. Причина лежит на пересечении интересов двух сторон: требования и ожидания компании и привлекательность компании для топа.

Прокомментирую подробнее.

Есть целый спектр требований и ожиданий компании:

  • уровень компетенции в управлении, функциональной и предметной области;
  • способность к работе в той или иной модели корпоративной культуры;
  • искренняя готовность вкладываться в общее дело;
  • революционный или эволюционный подход к развитию.

В разные периоды компании могут быть нужны разные варианты и комбинации этих качеств.

Привлекательность компании для топа, как правило, зависит от:

  • общего видения принципов ведения бизнеса и путей развития компании;
  • возможностей самореализации в этой компании;
  • уровня доверия к его профессионализму со стороны высшего руководства;
  • соответствия корпоративной культуры компании его ожиданиям.

Очень важно, чтобы компания и топ сошлись по максимальному числу позиций, ведь топ — это ключевой человек в компании, прогрессор и двигатель. Чем больше совпадений, тем больше надежды на эффективное сотрудничество. Неудивительно, что при таком количестве условий компании и топу сложно найти друг друга, как бы банально это ни звучало. Кроме того, хороший топ-менеджер, являясь востребованным специалистом, редко находится в свободном поиске работы.

СК: Как ваша компания закрывает подобные вакансии?

Е.У.: Думать о том, кто будет у руля компании, надо всегда. Значит, решать задачу надо комплексно: растить своих; налаживать общение и взаимодействие с интересными для компании профессионалами-управленцами из других компаний; формировать бренд компании, в которой им было бы интересно работать — пусть не сейчас, но, возможно, в будущем.

Если говорить о привлечении рекрутинговых агентств, то я скорее склоняюсь к варианту работы с конкретным хедхантером, так как подбор высшего руководящего персонала — ювелирная работа, требующая погружения в контекст текущей ситуации в компании. Но это мое субъективное мнение. Вопрос этичности методов хантинга сильно связан с принципами управления компании — обобщить здесь, скорее всего, сложно.

Растить своих топов, с одной стороны, благородно и правильно, а с другой — сложно и хлопотно.

Очевидные плюсы такого подхода: топ-менеджер, выросший внутри компании, глубоко погружен в контекст, много знает о компании, разделяет ее цели, он лоялен и замотивирован, ведь перед ним новые вызовы его профессионализму, его знают и ему доверяют.

Развитием руководителя среднего звена до уровня топ-менеджера надо заниматься индивидуально. Нужен наставник, поскольку общекорпоративные программы роста и развития не вполне подходят. Во-первых, такой наставник в компании должен быть, во-вторых, ему должно быть интересно этим заниматься, и в-третьих, его уровень профессионализма должен быть очень высоким.

Чтобы из специалиста вырастить топ-менеджера, компания должна постоянно поддерживать его заинтересованность, своевременно предоставляя новые задачи и проекты, постепенно все глубже погружая его в деятельность компании и расширяя его горизонты. Это важно для того, чтобы у него не пропала мотивация и не появилось чувство, что достигнут «потолок».

Однако следует иметь в виду, что на формирование топ-менеджера как высоко-квалифицированного специалиста положительное влияние оказывает опыт работы в компаниях с разными структурами управления, корпоративными культурами, стилями менеджмента, на разных этапах развития предприятия. Это повышает его профессиональную эрудицию. И как раз именно этого пережитого и прочувствованного опыта мы лишаемся: выросший внутри топ имеет опыт работы только в одной конкретной организации.

СК: Особенности интервью с топом: он, как правило, человек занятой и знает себе цену. Как с ним вести беседу, как долго, о чем спрашивать (и не спрашивать!), на что обращать внимание, как распознать «золотой самородок», а как — болтуна-госаппаратчика?

Е.У.: Здесь уместно ограничиться общими принципами, так как для каждого отдельного случая стратегия ведения переговоров будет разной.

Важно уяснить для себя и настроиться, что предстоит провести не ряд собеседований, а переговоры о сотрудничестве и партнерстве. Стоит по возможности ознакомиться с информацией о человеке из открытых источников (проектами, статьями, выступлениями). Можно предварительно провести ряд встреч с сотрудниками организаций, где интересующий вас руководитель работает (или работал), чтобы по-лучить информацию о среде, в которой он формировался и действовал до сих пор.

Первую встречу мы называем «знакомство». Ее задачи — представить компанию (обрисовать возможности и перспективы, ответить на вопросы) и выяснить у собеседника его профессиональные ценности, карьерные ожидания, устремления и опасения. Такое мероприятие позволяет «прощупать почву», понять, что конкретно вы можете предложить этому человеку, какой ценный опыт может ему дать работа в вашей компании.

Кроме того, на этой встрече вы обозначаете интерес к топу как профессионалу, «вбрасываете» информацию для размышления и анализа, даете ему возможность соотнести и оценить, может ли ваше сотрудничество быть интересно и взаимовыгодно.

Последующие встречи и их формат зависят от результатов «знакомства». На финальных этапах переговоров иногда стоит познакомить потенциального руководителя с управленческой командой компании и ее ключевыми сотрудниками. И только после этого принимать окончательное решение.

Распознать состоявшегося профессионала или подающего надежды «самородка» нам помогают следующие установки. Он должен понимать, из чего складывается управленческая деятельность и уметь держать в фокусе все важные разносторонние аспекты. Очень важно, чтобы ему было интересно продолжать развиваться самому.

Руководитель этого уровня должен хорошо понимать и излагать, чем и в каком контексте он занимается. Важно, чтобы он хорошо представлял себе структуру своей деятельности.

Руководитель должен уметь анализировать пройденный путь и видеть пути усовершенствования выстроенной им структуры. Иначе он не сможет быть эффективным при проведении изменений и развитии вверяемого ему направления.

Для нас очень важно, чтобы топ-менеджер чувствовал себя комфортно в ситуации неопределенности, когда еще не обозначена четкая система координат для принятия управленческих решений. В наших условиях деятельность топа зачастую включает «просушивание» таких «вязких» областей для обеспечения движения вперед.

Он должен уметь выстраивать отношения с партнерами, клиентами, руководством смежных подразделений. Хороший топ-менеджер обладает навыками работы с персоналом, умеет организовать развитие сотрудников и учитывает их личностно-психологические особенности в принятии кадровых решений. Список можно продолжать, но это, на мой взгляд, основное.

При подборе топ-менеджеров для структуризации ощущений и впечатлений мы используем код РАEI, предложенный И. Адизесом (P — Производитель, A — Администратор, E — Предприниматель и I — Интегратор). Это позволяет классифицировать и сравнивать разных соискателей друг с другом. В зависимости от контекста и задач, которые будут стоять перед топом, нужные комбинации кода могут быть разными, определение требуемой комбинации помогает нам принять решение.

СК:Чем можно заинтересовать искушенного топа — дополнительными бонусами, долей в бизнесе — лишь бы заполучить его?!

Е.У.: Если топ заинтересован исключительно в компенсации (краткосрочной или долго-срочной) — это плачевный вариант, на мой взгляд. Да, его можно «заманить», предложив дополнительный бонус или долю в бизнесе, но поможет ли это решению ваших стратегических задач по развитию компании? Останется ли он с вами в сложную пору перемен, если его интересует только бонус? Мне кажется, что если ему не интересно получение нового опыта в вашей компании и его не вдохновляют сложные задачи, требующие высокого профессионализма, то нет смысла «заманивать» его бонусами.

Правда, бывают ситуации, когда вариант с бонусами будет приемлем — если вы четко понимаете, где у вас болит, и вам нужен сторонний профессионал, который придет и вылечит то, что беспокоит. Тогда речь идет о проекте с жесткими ограничениями: понятны цели, задачи, есть сроки, выделяются ресурсы. В таком случае логично сразу договариваться о размерах компенсации за успешно завершенный проект.

СК: Какими методами потом оцениваете эффективность топа и эффективность работы по его подбору (эйчара, агентства и т.д.)?

Е.У.: Прежде чем говорить о методах, пожалуй, стоит договориться о том, что мы подразумеваем, когда говорим про эффективность топа. А дальше можно ввести си-стемы метрик, коэффициентов, шкал или поведенческих характеристик — кому что удобнее.

Я бы выделила три ключевых этапа, по результатам которых следует оценивать эффективность работы топа.

Первый — 3-5 месяцев работы в компании. Руководитель должен:

  • погрузиться в контекст (специфика, клиент, бизнес и так далее);
  • понять, как работает его направление и почему;
  • выявить узкие места, которые необходимо «расшивать»;
  • взять на себя текущее управление, ничего при этом не порушив;
  • наладить отношения с внутренними и внешними контрагентами (ключевыми людьми, определяющими успех его деятельности),
  • не потерять доверие первого лица.

Второй — 1-1,5 года работы в компании. Должны быть достигнуты какие-то конкретные, согласованные с первым лицом, цели.

Третий — работа в компании более 1,5 года. Правильно оценивать эффективность работы топа по двум основным критериям: результаты по текущим обязательствам вверенного ему подразделения и его вклад в развитие компании в целом.

Мне сложно сказать, как правильно оценивать эффективность работы по привлечению топ-менеджеров. В нашей компании все привлеченные управленцы высшего звена хорошо вписались в атмосферу компании и эффективно работают. Потому в каждом конкретном случае вложенные ресурсы оправдали себя, что приятно.



Внимание! Эта статья была создана путем автоматического реплицирования из внутренней базы знаний компании Заказные Информ Системы. Любые правки этой статьи могут быть перезаписаны при следующем сеансе репликации. Если у вас есть серьезное замечание по тексту статьи, запишите его в раздел «discussion».