Александр Габидулин, заместитель генерального директора по ИТ-инфраструктуре, в интервью для портала @ASTERA рассказал о ситуации на рынке ИТ в период экономической нестабильности, а также поделился мнением об эффективном управлении ИТ-инфраструктурой. Как изменились бюджеты на ИТ в условиях кризиса? Каким образом компании могут оптимизировать ИТ-расходы? В чем особенности и преимущества сервисной модели управления ИТ-инфраструктурой? Об этом — в материале «Принципами работы ИТ должны стать проактивность и понимание долгосрочных целей бизнеса» на сайте канала.

@ASTERA: Каковы последствия кризиса для ИТ-рынка? Как Вы оцениваете текущую ситуацию?

Александр Габидулин: Одно из важнейших последствий кризиса — осознание ощутимой технологической зависимости от западных поставщиков. Российская ИТ-отрасль столкнулась с ограничением или даже угрозой прекращения доступа ко многим привычным для нее технологиям. Это стало импульсом если не к оперативной смене технологического портфеля, то как минимум к тщательному изучению альтернатив и новых рынков, проработке запасных вариантов.

Сегодня даже крупные корпорации занимаются изучением возможностей Open Source Software и проводят пилотные проекты по переходу на альтернативные операционные системы и СУБД, такие как Astra Linux и PostgreSQL. Расширяется влияние азиатских поставщиков Inspur, Lenovo, Fujitsu и Huawei. Кроме того, из-за роста курса валют компании столкнулись со значительным увеличением закупочной стоимости ИТ-оборудования, в связи с чем некоторые из них были вынуждены перейти от сотрудничества с традиционными лидерами отрасли к работе с производителями более экономичного оборудования: например, в области хранения данных такими являются Xyratex, NETGEAR, QNAP или Dot Hill. Возрос интерес и к разработкам российских компаний, среди которых «Эльбрус», «Байкал Электроникс», «БАУМ», Rikor, «Русьтелетех». На рынке уже давно существуют отечественные операционные системы семейств Astra Linux и ROSA, причем многие продукты этих линеек сертифицированы для работы в госорганах. Тем не менее во многих сегментах — например, в базовом ПО — полноценных аналогов и равномощных альтернатив пока нет. Да и в целом бизнес до сих пор ожидает, что ситуация стабилизируется и вернется к докризисному состоянию, поэтому не делает резких шагов по переходу на альтернативные технологии.

@ASTERA: Изменились ли ИТ-бюджеты в российских компаниях? Как можно оптимизировать расходы на ИТ и каковы, по Вашему мнению, принципы эффективного управления ИТ-инфраструктурой?

А. Габидулин: Конечно, в сложной экономической обстановке компании стараются оптимизировать расходы, в том числе и бюджеты на автоматизацию и техническое обеспечение. Сокращение ИТ-бюджетов в отдельных отраслях составило до 30 %. В основном оптимизация выразилась в сокращении доли непрофильных проектов, увеличении цикла жизни технического оснащения, переводе «боевого» оборудования в тестовую эксплуатацию вместо приобретения для этих целей нового «железа». В ряде случаев произошел отказ от внешней технической поддержки с переводом этого функционала внутрь организаций. В то же время многие компании заявили о сокращении расходов за счет вывода некоторых функций на аутсорсинг. Но все это — исключительно операционные меры.

Стратегическим принципом эффективного управления ИТ, на мой взгляд, должно стать постоянное сопоставление текущего состояния автоматизации и ИТ-инфраструктуры с существующими задачами и требованиями бизнеса. ИТ-департаменты должны непрерывно синхронизировать свое развитие с целями и перспективами бизнеса, понимать, каким образом и в каких проектах будет использоваться ИТ-инфраструктура в ближайшем будущем, и в проактивном режиме предоставлять необходимый инструментарий. Важность тесной коммуникации особенно подчеркивает тот факт, что ИТ, по нашим наблюдениям, в ряде ситуаций становятся сдерживающим фактором для бизнеса.

@ASTERA: Какие технологические или иные тенденции Вы бы отметили сейчас на рынке?

А. Габидулин: Для рынка по-прежнему актуален переход компаний на сервисную модель управления ИТ-инфраструктурой. Этот подход позволяет сделать ИТ более гибкими, эффективными и понятными для бизнеса. Изучение и типизация регулярных запросов пользователей позволяют создать перечень актуальных для компании ИТ-сервисов, а единообразная отработка похожих запросов, в свою очередь, способствует снижению стоимости услуг. Применение сервисного подхода обеспечивает надежность и прозрачность ИТ-инфраструктуры, а также создает условия для оперативного масштабирования в случае возникновения новых проектов или задач.

Кроме того, продолжает расти интерес к таким технологиям, как Big Data, BI, Fast Data, Cloud (PaaS), открывающим новые возможности для бизнеса. Однако их внедрение в компаниях требует от ИТ-специалистов не только новой глубокой экспертизы, но и изменения традиционной для современных ИТ системы разделения труда. Жесткая организационная структура крупных корпораций часто не приспособлена к эффективной работе с такого рода «пронизывающими» технологиями, существующими на стыке разных архитектур: информационной архитектуры, архитектуры приложений, ИТ-инфраструктуры.

В связи с этим для реализации подобных комплексных проектов, направленных на развитие бизнеса, компании привлекают внешнюю экспертизу и компетенции, причем в последние годы мы наблюдаем изменение в форматах кооперации заказчиков и подрядчиков на ИТ-рынке. Сложность выполняемых проектов, для реализации которых необходимы целостный системный взгляд на задачу, использование методик совместного проектирования, взаимное обогащение знаниями и экспертизой, требует от участников рынка перехода от работы по разовым проектам с жесткими ТЗ к формату долгосрочного технологического партнерства с конкретными ИТ-компаниями.

@ASTERA: Каковы ближайшие планы Вашей компании и Вашего подразделения?

А. Габидулин: Услуга нашей компании заключается в проектировании, разработке и развитии масштабных информационных систем для решения критически важных бизнес-задач крупных корпораций. Инфраструктурное подразделение работает одновременно на внутреннего заказчика и на внешних клиентов: мы отвечаем за функционирование и развитие внутренней ИТ-инфраструктуры компании и в то же время обеспечиваем технологическую базу для реализации проектов наших клиентов — крупных финансовых, торговых и государственных компаний.

Именно поэтому мы постоянно ведем работу в двух направлениях: с одной стороны, традиционно уделяем существенное внимание вопросам надежности, безопасности и бесперебойной работы собственной ИТ-инфраструктуры. С другой стороны, создаем возможности для гибкого и оперативного технологического оснащения самых разных проектов, например, быстрого развертывания тестовых сред или инфраструктуры для пилотных проектов.

Кроме того, сегодня при проектировании и разработке систем автоматизации важно не только обеспечить клиента самыми перспективными и надежными технологиями, но и предложить ему грамотные проектные и организационные форматы совместной работы, которые гарантируют максимально эффективное внедрение и эксплуатацию наших ИТ-решений — естественно, при обеспечении адекватной стоимости владения инфраструктурой. В этих направлениях мы и планируем совершенствоваться дальше.