Татьяна Лисина, к.ф.-м.н., ведущий аналитик ООО «Заказные ИнформСистемы»

«Проблемы исполнения на местах Правил предоставления коммунальных услуг гражданам»[1]

Реформа жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) России, похоже, не только сдвинулась с места, но и набирает обороты. С одной стороны, благоприятные внешнеэкономические цены на сырьевые энергоносители и рост платежеспособности граждан обеспечивают отрасли рекордные финансовые потоки. С другой стороны, активно формируется нормативная база, определяющая правила ведения бизнеса в области сбыта ресурсов и управления жилищным фондом.

Среди проблем жилищно-коммунального хозяйства одна из самых больных — недостаток финансирования. Первый источник его увеличения — повышение сбора оплаты за предоставленные коммунальные услуги и услуги содержания и управления жильем — лежит на поверхности. Для этого необходимо как минимум своевременно и правильно выставлять гражданам счета на оплату услуг, подробно и в доступной форме информировать плательщиков об их правах и обязанностях, о нормативах потребления, тарифах услуг, об алгоритмах расчета оплаты и порядке снижения оплаты в случаях временного отсутствии жильцов и недопоставки коммунальных услуг.

Жилищным кодексом Российской Федерации разработка соответствующих правил отнесена к полномочиям федеральных органов власти. Однако до мая 2006 года в отсутствии федерального законодательства это приходилось делать муниципальным властям. В качестве муниципальных нормативных актов нередко утверждались документы, просто сводившие воедино предложения заинтересованных поставщиков коммунальных услуг. Реформирование коммунального бизнеса, направленное на привлечение в эту область новых участников, в том числе крупных межрегиональных операторов, настоятельно требовало установления единообразных правил. Преимуществом единого федерального законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства также является возможность сравнительного мониторинга экономических результатов реформы в разных муниципалитетах и субъектах федерации, что означает повышение эффективности государственного управления.

Для решения этой задачи 23 мая 2006 года вышло постановление Правительства Российской Федерации № 307, которым утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам. Анализ указанного документа выявил ряд вопросов, однако в письмах-разъяснениях к этому постановлению Министерства регионального развития Российской Федерации от 13 февраля 2007 года № 2478-РМ/07 и от 4 июня 2007 года № 2479-РМ/07, № 10611-ЮТ/07 на большую часть этих вопросов ответов нет.

Наша компания как разработчик автоматизированной системы расчета и приема платежей за жилищно-коммунальные услуги получает из расчетных центров информацию о трудностях, вызванных непониманием на местах расчетов по новым алгоритмам. Насколько нам известно, и поставщики коммунальных услуг сталкиваются с теми же проблемами. Рассмотрим некоторые часто возникающие вопросы.

Содержание

Проблемы расчета снижения оплаты при недопоставках коммунальных услуг

При обсуждении положений Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307 в едином расчетно-кассовом центре города Саратова одним из первых возник вопрос: «Правильно ли учитывать перерывы в предоставлении коммунальных услуг при наличии приборов учета? Граждане и так платят меньше, потому что при перерыве подачи коммунальных услуг расход по показаниям счетчиков меньше».

24-24 апреля 2007 года в Москве проходила Всероссийская конференции «Система управления жилищным фондом России», и разговоры в кулуарах с руководителями управляющих компаний из Московской области, Тюмени, Приморского края показали, что коллеги из Саратова не одиноки в своих сомнениях. Понятно, что специалисты, применяющие положения указанного постановления на практике, оценивают его с точки зрения накопленного опыта, а до появления новых правил предоставления коммунальных услуг перерывы в поставке коммунальных услуг при наличии приборов учета даже не регистрировались.

Ответ на этот вопрос появился в письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 4 июня 2007 года № 10611-ЮТ/07. Из приведенных в этом документе примеров стало понятно, как считать, чтобы расчет оплаты для граждан, имеющих приборы учета и не имеющих таковых, давал практически одинаковые результаты при одинаковом расходе ресурсов за месяц независимо от того, рассчитан расход по нормативу или по показаниям прибора учета. Авторской иллюстрацией этому служат графики 1 и 2 на рисунке «Снижение величины платы за горячую воду в зависимости от времени недопоставок услуги (перерыв в подаче воды, снижение ее температуры)». График, представленный на рисунке, отражает изменение размера оплаты при увеличении перерывов подачи горячей воды гражданам от 8 часов (допустимый в течение месяца перерыв, не влияющий на размер оплаты) до 30 дней.) В качестве примера мы рассмотрели случай, когда оба плательщика при полной поставке горячей воды расходовали бы по 5 кубических метров воды в день в течение месяца (30 дней) и заплатили бы за это по 150 рублей.

Однако другой вопрос, возникший у бухгалтеров-расчетчиков, относительно расчета сумм платежей при снижении температуры воды в системах горячего водоснабжения и отопления, остался не разъясненным. Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг размер снижения оплаты равен произведению коэффициента, зависящего от температуры, на 0,1 процента (для горячего водоснабжения) или на 0,15 процента (для отопления) от полной суммы оплаты за месяц.

Во-первых, неясно, как при расчете коэффициента его округлять: по правилам арифметики или до целого с недостатком. Формулировку (скажем, для горячего водоснабжения): «…за каждые 3 °C снижения температуры свыше допустимых отклонений размер платы снижается на 0,1 процента…» все понимают по-разному, соответственно, и коэффициент считают по-разному. Например, для снижения температуры горячей воды на 5 °C обычное арифметическое округление до целого величины коэффициента 5°/3° = 1,67 дает 2, а округление до целого с недостатком — 5°/3° = 1,67 дает 1. Некоторые бухгалтеры-расчетчики считают, что округлять нужно не до целых, а до сотых долей процента.

Во-вторых, для услуги горячего водоснабжения при значительном снижении температуры горячей воды обсуждаемый коэффициент становится настолько большим (при снижении температуры воды на 6 °C он равен 2, а при снижении на 15°С — уже 5), что расчетное снижение оплаты из-за недопоставки этой услуги может превышать 100 процентов оплаты за месяц (на рисунке — линии 3 и 4).

Для расчета величины уменьшения платежа за отопление при снижении температуры воздуха (недопоставка отопления) в письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 4 июня 2007 года № 10611-ЮТ/07 предусмотрено, что вычет не может превышать сумму самой оплаты за месяц, а относительно горячего водоснабжения таких указаний нет.

Снижение величины платы за горячую воду в зависимости от времени недопоставок услуги (перерыв в подаче воды, снижение ее температуры)

Добавим, что организация, выпускающая счета на оплату, должна иметь правовое обоснование каждой предъявленной к оплате суммы. В алгоритмы расчета недопоставок, утвержденных постановлением № 307, заложено неявное предположение о равномерности расхода ресурса в течение отчетного периода как для квартир, в которых установлены приборы учета, так и для квартир, в которых приборы учета не установлены. При изменении количества проживающих в течение месяца реальное потребление может быть и неравномерным, а ведь от размера расхода зависит начисление оплаты, недопоставок, льгот. Во избежание конфликтов с плательщиками целесообразно явным образом указать, что все перечисленные расчеты должны осуществляться по принципу равномерности расхода ресурса в течение отчетного периода.

Расчеты и перерасчеты

Расчетные центры и поставщики услуг с трудом переходят на расчеты оплаты согласно новым Правилам предоставления коммунальных услуг, в том числе потому, что у их сотрудников возникают проблемы при объяснении плательщикам результатов расчетов.

Проще всего объяснить привычный расчет по нормативам, когда в доме не установлены ни коллективные, ни индивидуальные счетчики. Однако такой расчет оплаты не побуждает потребителя экономить ресурсы, так как расточительность не бьет по его карману. Кроме того, нормативы расхода, предлагаемые поставщиками ресурсов, включают потери до места потребления ресурса, и на изношенных сетях они обычно завышены.

Знакомым плательщику является и расчет по индивидуальным приборам учета в отсутствие общедомового — именно так вся страна рассчитывается за электроэнергию. Отметим, что показания электросчетчика зависят только от потребления электроэнергии в квартире и не зависят от потребления в других квартирах и местах общего пользования. Потребление электроэнергии в местах общего пользования и на работу лифтов отнесено к содержанию общего имущества дома и рассчитывается по нормативам, установленным в постановлении Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 «Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг». В отношении этого расчета вопросов не возникает. Однако индивидуальные счетчики расхода газа, воды и тепла — приборы гораздо более дорогие, требующие затрат не только на их приобретение, но и для гарантийного обслуживания, поверки, ремонта. Существует ли другой способ экономии ресурсов?

Такой способ есть — установка домового прибора учета. В этом случае общий расход ресурса в доме делится пропорционально количеству потребителей (или площади их помещений). Потребители не оплачивают потери поставщиков до границы дома, а лишь несут коллективную ответственность за расход ресурса внутри дома (завышение тарифов поставщиками, которые все свои расходы и потери предпочитают заложить в тариф, является еще одной больной проблемой «затратных тарифов» и заслуживает отдельного подробного разговора). Но что произойдет, если отдельные жильцы не захотят оплачивать расточительность других и установят еще и индивидуальные счетчики? Почему-то согласно Правилам, утвержденным Постановлением № 307, в этом случае все остальные квартиры в доме должны производить расчет по нормативам расхода. При этом сумма оплаты для квартир, имеющих счетчики, все равно зависит от того, сколько расходуют соседи, и равна произведению суммы оплаты измеренного счетчиком расхода на сложный коэффициент. Этот коэффициент зависит от показаний общедомового счетчика, суммы расходов по показаниям всех индивидуальных счетчиков и суммы всех нормативных расходов в помещениях, в которых счетчики не установлены. К сожалению, практика показала, что к моменту расчета невозможно получить сведения о показаниях всех индивидуальных приборов учета в доме по объективным причинам (например, отсутствие гражданина в течение длительного периода). Для этого случая в Правилах предоставления коммунальных услуг методика расчета отсутствует (за исключением отопления).

Предположим, что все показания квартирных счетчиков известны к моменту расчета. Если нормативы потребления ресурса завышены, расчетный коэффициент за период меньше 1. Это значит, что гражданам, имеющим приборы учета, повезло и они могли бы платить за меньший расход ресурса, чем показывают их счетчики. Иными словами, алгоритм предполагает, что при высоких нормативах потребления такое возможно — граждане, поставившие индивидуальные счетчики, будут платить меньше. На практике таких случаев не наблюдается — легким движением руки коэффициент превращается … превращается коэффициент … в строгую единицу. В случае, когда нормативы, наоборот, занижены, или потери и хищения в домовых сетях очень велики, коэффициент получается больше 1, и тут уж гражданам, установившим индивидуальные приборы учета, приходится доплачивать. Так или иначе, одна группа потребителей расплачивается за другую. Есть надежда, что новые, рассчитанные согласно постановлению от 23 мая 2006 года № 306, нормативы будут более адекватно отражать реальную ситуацию с потреблением. Муниципальные власти в интересах населения могут и должны выступить инициаторами приведения нормативов потребления в соответствие с новой нормативной правовой базой.

А пока операторы расчетных центров сталкиваются с проблемами при сверке расчетов. Нормативное потребление газа, холодной и горячей воды зависит от количества проживающих в квартире граждан. В разные месяцы в квартирах проживает разное количество граждан, происходит регистрация и снятие граждан с учета, фиксируется их временное отсутствие в период отпусков и командировок и т. д. Коэффициент для каждого расчетного месяца получается свой. Да еще практически неизбежные ежемесячные перерасчеты. Значит, сверка расчетов с гражданином потребует проверить учет показаний его счетчика и оплаты, как это делается сейчас, плюс проверить правильность расчета коэффициента за текущий и прошлые месяцы, к тому же надо суметь объяснить плательщику, как и почему этот расчетный коэффициент изменяется каждый месяц.

Чтобы не доводить дело до сверки расчетов с каждым плательщиком, надо предоставить ему всю информацию в квитанции. В Правилах предоставления коммунальных услуг указано, какие обязательные сведения нужно отражать в квитанции. Для понимания (и объяснения) величины коэффициента, на который увеличивается расход, зарегистрированный индивидуальным счетчиком, этой информации недостаточно. Получается, что в квитанции для каждой услуги должны содержаться дополнительные сведения о расходе по общедомовому счетчику, суммарный расход по нормативу, сумма расходов по всем индивидуальным приборам учета в доме. Едва ли кто-то из плательщиков будет в этих данных разбираться самостоятельно, не обращаясь в расчетный пункт.

Эта проблема обостряется при перерасчетах. Когда исполнитель получает показания одного из индивидуальных счетчиков с опозданием, суммарный расход индивидуальных приборов учета за прошедший расчетный период меняется. Исполнитель обязан провести перерасчет поправочного коэффициента за прошлый период для расходов по индивидуальным счетчикам во всем доме. Аналогичная ситуация возникает и при регистрации временного отсутствия граждан в помещениях, для которых расчет проводится по нормативу. В этом случае заведомо уменьшается суммарный расчетный расход без приборов учета за прошлые месяцы, что также изменяет (а именно увеличивает) поправочный коэффициент для расходов по индивидуальным счетчикам во всем доме. Объяснить причину такого перерасчета гражданам, у которых за прошлый месяц ничего не изменилось, проблематично. Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг в каждой квитанции требуется указывать, какие изменения и по каким лицевым счетам в прошлом периоде привели к перерасчету для плательщика по этой квитанции. Таким образом, размер квитанции для многоквартирного дома будет не меньше, а то и больше формата А4.

На наш взгляд, несколько смягчить проблемы разъяснения расчетов могло бы выделение отдельного тарифа на коммунальные услуги и отопление для общего имущества дома по аналогии с тем, как это сделано для расчетов потребления электроэнергии. При этом для жильцов, имеющих индивидуальные приборы учета, оплата услуги в квартирах определяется только показаниями прибора учета, для жильцов, не имеющих таковых — нормативным потреблением ими услуги и изменениями количества потребителей в конкретной квартире. А к небольшому нормативному расходу ресурса в общих помещениях можно было бы добавлять изменение расхода, связанного с потерями, хищениями, изменением количества граждан, не имеющих приборов учета, по лицевым счетам, и распределять оплату такого расхода пропорционально площади жилых помещений.

Ежегодные корректировки

Наибольшее количество вопросов на местах вызывают алгоритмы корректировок начисленной оплаты, приведенные в Правилах предоставления коммунальных услуг. Сотрудниками расчетных центров из Саратова, Астрахани, Жуковского и других городов, с которыми мы поддерживаем тесные отношения, в частности, обсуждалось следующее:

  1. распространяются ли на корректировку оплаты льготы по оплате, предоставляемые в виде скидки в счете на оплату?
  2. как выполнять корректировку при отсутствии домовых приборов учета, но при наличии индивидуальных приборов?
  3. для корректировки требуется знать «размер платы за потребленный в многоквартирном доме (жилом доме) ресурс, определенный ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (р.)». Однако ни в одном из перечисленных регионов сотрудникам расчетных центров не удалось найти документов, устанавливающих этот порядок;
  4. в отсутствие приборов учета оплата за потребленные ресурсы пропорциональна количеству граждан, проживающих в помещении. Нет проживающих, нет потребления ресурсов, нет оплаты. Формулы для корректировки предлагают распределять доплату пропорционально доле площади помещения в общей площади дома. Получается, что в течение всего года платить не надо, а по итогам года — будь добр, заплати, если поставщик посчитал, что получил недостаточно, или получи денежки, если расчетные нормативы изначально были завышены, и в конце года поставщик предполагает вернуть часть оплаты или зачесть в счет будущих платежей;
  5. в отсутствие приборов учета ежегодная корректировка по данным поставщика состоит в предъявлении гражданам к оплате доли ресурса, пропорциональной отношению площади помещения плательщика к общей площади дома, за вычетом уже произведенных плательщиком платежей. Выставленная доплата не учитывает, что произведенные платежи за год меньше нормативных потому, что добросовестный плательщик оплачивал счета, уменьшенные исполнителем из-за временного отсутствия граждан или недопоставок, которые зарегистрировал исполнитель. В постановлении № 307 алгоритм учета подобных фактов при корректировке не предусмотрен;
  6. в отсутствие приборов учета предлагается в конце года корректировать все расчеты, кроме расчетов по газу, однако непонятно, это позиция законодателя или просто ошибка, допущенная при разработке документа. Жильцы беспокоятся, не придется ли им потом сразу осуществлять платеж всей суммы, образовавшейся в результате ежемесячных недоплат;
  7. если в течение года сменились собственники квартиры, кому выставлять счет на доплату при корректировке? Новый собственник квартиры, проживший в ней, например 2 недели в декабре, легко оспорит выставленную доплату за год в суде;
  8. как учитывать данные за прошлый год, поступившие в текущем году (скажем, временное отсутствие за период, включающий дни прошлого года, например состоявшаяся с 15 декабря по 15 февраля командировка)? А если документы об отсутствии граждан представлены после проведения корректировочных расчетов? Могут ли корректировочные расчеты, в свою очередь, подвергаться корректировкам в связи с поздней (после выполнения корректировки) регистрацией изменения площадей, количества проживающих и т. п.? То есть возможны ли корректировки корректировок, и, если возможны, как их учитывать? Ответов на все эти вопросы пока нет. Полагаем, что в нормативном документе должен быть указан предельный срок приема документов плательщиков для перерасчетов за прошлый год, например 1 марта, чтобы управляющие компании и поставщики успели включить результаты их учета в годовой отчет.

Что же делать исполнителям? Просить разъяснений от муниципальных властей или ждать документов из центра?

Пока, насколько нам известно, поставленные проблемы решаются на местах на уровне самодеятельного творчества. А значит, цель, поставленная законодателем при разработке Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307, еще не достигнута.

Хочется надеяться, что в ближайшее время появятся разъяснения, которые устранят неясности новых Правил предоставления коммунальных услуг и снимут вопросы, возникшие в работе бухгалтеров-расчетчиков и разработчиков программного обеспечения для расчетных центров, управляющих компаний и других организаций коммунального хозяйства.

Ссылки

  1. «Имущественные отношения в РФ», № 5 (май) 2008, стр.35-40.

Любые правки этой статьи будут перезаписаны при следующем сеансе репликации. Если у вас есть серьезное замечание по тексту статьи, запишите его в раздел «discussion».

Репликация: База Знаний «Заказных Информ Систем» → «Проблемы исполнения на местах Правил предоставления коммунальных услуг гражданам»