Персональные инструменты
 

Психбольница в руках пациентов — различия между версиями

Материал из CustisWiki

Перейти к: навигация, поиск
м
м
Строка 59: Строка 59:
  
 
Во-первых, у пользователя нет почти никаких врожденных ментальных моделей сложных бизнес-процессов или промышленных операций, особенно если этот клерк, кассир или рабочий видит только фрагмент общей картины.
 
Во-первых, у пользователя нет почти никаких врожденных ментальных моделей сложных бизнес-процессов или промышленных операций, особенно если этот клерк, кассир или рабочий видит только фрагмент общей картины.
Да такой интерфейс не обязан быть sexy, ему не обязательно быть самоочевидным. За работу с ним люди получают деньги, они вполне могут пройти обучение по работе с ним, а дальше — он может быть внешне достаточно дубовым, но главное, чтобы он был адекватен пользовательским задачам, чтобы там не было ежедневно проходимых «кружных путей» или «острых углов» раздражающих пользователя своей регулярностью и неизбежностью. (Если же юзеры таковы, что все это не работает, и нужен реальный гениальный прорыв — тут нужен сумашедший ученый, о чем будет ниже, а не «сертифицированный специалист», об этом будет чуть ниже).
+
Да такой интерфейс не обязан быть sexy, ему не обязательно быть самоочевидным. За работу с ним люди получают деньги, они вполне могут пройти обучение по работе с ним, а дальше — он может быть внешне достаточно дубовым, но главное, чтобы он был адекватен пользовательским задачам, чтобы там не было ежедневно проходимых «кружных путей» или «острых углов» раздражающих пользователя своей регулярностью и неизбежностью. (Если же юзеры таковы, что все это не работает, и нужен реальный гениальный прорыв — тут нужен сумашедший ученый, о чем будет ниже, а не «сертифицированный специалист», об этом см. [[Темпл Грандин (рецензия Стаса Фомина)]]).
  
 
Во-вторых, важна тут именно скорость реализации — если вы встанете в позу, что процесс разработки будет идти по жесткому каскадному процессу с долгим проектированием Идеальными Юзабилистами до спуска ТЗ программистам, то результат ГАРАНТИРОВАННО будет одним — система будет реализована. Гораздо быстрее. Конкурентами. И в—третьих (по сути, дополнение во-вторых), каскадное долгое проектирование «не покатит» из-за постоянного дрейфа требований, изменений бизнес-процессов, технологий, и т. п.
 
Во-вторых, важна тут именно скорость реализации — если вы встанете в позу, что процесс разработки будет идти по жесткому каскадному процессу с долгим проектированием Идеальными Юзабилистами до спуска ТЗ программистам, то результат ГАРАНТИРОВАННО будет одним — система будет реализована. Гораздо быстрее. Конкурентами. И в—третьих (по сути, дополнение во-вторых), каскадное долгое проектирование «не покатит» из-за постоянного дрейфа требований, изменений бизнес-процессов, технологий, и т. п.
Строка 66: Строка 66:
  
 
----
 
----
Да и вообще метафора «программисты=психи, пользователи=нормальные → психов нельзя допускать», имхо, неверная в корне.
 
Программисты и юзеры (включая «бизнес-пользователей»<ref>Громкое название, но под этим имеются в виду именно кассиры</ref>), это скорее два разных вида, разные миры.
 
И если нужно сделать новый гениальный интерфейс, реальный прорыв (который потом вполне смогут копировать добротные ремесленники), то тут нужен именно посредник между мирами, некий Вий, по крайней мере сумашедший.
 
 
{{SideBar|1=http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/thumb/f/fd/Templegrandin.jpg/200px-Templegrandin.jpg}}
 
И иллюстрируюет эту идею то, что я рекомендую посмотреть вместо этой книги.
 
Именно посмотреть — документально-художественный фильм «[[RuPedia:Тэмпл_Грандин_(фильм)|Темпл Грандин]]», где рассказана великолепная история,
 
великолепно ложащаяся на метафору разработки бизнес-софта → кто сможет сделать для него правильное юзабилити.
 
 
Очень неблагодарное дело — пересказывать спойлеры, но там рассказана история девушки-аутистки, которой удалось получить образование и продемонстрировать крутизну истинно «сумасшедшего» мышления, недостижимого никаким «специализированным образованием», при решении юзабилити проблемы для бизнес-юзеров.
 
Для тех бизнес-юзеров
 
* которым в общем, продукт не нужен, просто такой бизнес… (это почти всегда так),
 
* которые не могли никак сформулировать внятные требования к интерфейсу (это у нас норма…),
 
* и даже пожаловаться (норма!),
 
* да и вообще, от которых можно было добится только мычания (такое и у нас часто!).
 
 
А именно, решить проблему эффективных и гуманных скотобоен.
 
Где коровы (бизнес-пользователи) чувствовали себя комфортно, не страдали ни секунды до самого конца, процесс шел быстро и надежно, с огромной пропускной способностью.
 
 
Но сделать это смогла только она, благодаря альтернативно-образному мышлению аутистов, она понимала, как и что видят коровы, что их пугает и т.п.
 
 
Кстати, можно посмотреть ее короткое выступление на TED
 
* http://www.ted.com/talks/temple_grandin_the_world_needs_all_kinds_of_minds.html
 
где говорится именно о свойствах альтернативного мышления. Заодно будет интересно потом смотреть художественный фильм (там подобрали очень похожую актрису).
 
 
 
 
-----
 
 
Но с другой стороны, столкнувшись с очередным убогим вебинтерфейсом, или наблюдая унылые формы «enteprise software», хочеться распечатать большой демотиватор «Читай Раскина и Купера, псих! Читай их до конца, сука!» (отсылка к классике — «[http://lurkmore.ru/%D0%98%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5:000h329h.jpg Погладь кота!]».
 
Но с другой стороны, столкнувшись с очередным убогим вебинтерфейсом, или наблюдая унылые формы «enteprise software», хочеться распечатать большой демотиватор «Читай Раскина и Купера, псих! Читай их до конца, сука!» (отсылка к классике — «[http://lurkmore.ru/%D0%98%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5:000h329h.jpg Погладь кота!]».
  

Версия 14:33, 5 июля 2011

«Психбольница в руках пациентов. Алан Купер об интерфейсах. Почему высокие технологии сводят нас с ума и как восстановить душевное равновесие. Издание исправленное»


Автор
Алан Купер
Страница издательства
http://www.symbol.ru/novelty/666332.html
Рецензия
http://habrahabr.ru/blogs/books/19393/


Рецензии наших сотрудников

Стас Фомин

«Создайте еще более простой интерфейс, и мир создаст еще более тупого юзера.»

Неоднозначная книга. Хотя надо видимо, отдать должное, в свое время (1999 год), она видимо дала здорового пинка разработчикам, развернув маятник от одной крайности — «Пользователь идиот, если не обладает Компьютерной Грамотностью», к другой — «Идиот — это программист, не выпускайте его из трюма к Людям, спускайте ему Еду и Разжеванные Задания».

Да, идеи Купера — что разработкой интерфейсов должны заниматься только специально обученные и генетически отобранные[1] люди. Эти Непогрешимые Проектировщики Интерфейсов имеют абсолютную власть и полный карт-бланш — не ограничено время проектирования («лучше день потерять, затем за час долететь …и завоевать весь рынок…»), проблемы и экономия времени программистов их не волнует — «если вы настоящие гики, вы должны любить сложные задачи, так что SHUT UP и сделайте на 100 % как мы скажем».

Соответственно в книге практически нет положительных кейсов — в основном, истории об ограниченных ленивых программистах, не просчитавших последствия, сделавших как легче им и не подумавших о Пользователе… …прости не увидел, пропали билеты, засохли цветы ©….

Вот если бы были Идеальные Проектировщики (ну очевидно, как пример предлагается фирма Купера), то вот, они бы года за три поняли правильную ментальную модель пользователя и спроектировали интерфейс, по которому любой пользователь стартует без обучения и не приходя в сознание.

Что можно сказать на это? Ну да, программисты склонны к локальной оптимизации, при отсутствии четко известных требований к продукту (а это почти всегда так), они склонны оптимизировать единственный более-менее ощущаемый параметр — собственные трудозатраты (ну плюс стоимость работы субподрядчиков или покупных средств/библиотек). И это на самом деле не так уж и плохо. Ведь откуда взять в реальном мире Настоящих Идеальных Проектировщиков Интерфейсов? Откуда взять Настоящие Пожелая Пользователя, особенно, когда их не знает он сам? На практике получится что-то типа:

Принцип работы жаждоутолителя очень интересен. Когда нажата кнопка Напиток, он мгновенно, но очень точно анализирует вкусовые бугорки клиента, производит спектральный анализ его обмена веществ, и посылает пробные микросигналы в центры вкусоощущения, чтобы проверить, что клиент лучше всего переварит. Тем не менее, никто точно не знает, зачем он это делает, потому что он неизменно выдает чашку жидкости, которая почти, но все-таки не совсем, непохожа на чай. Жаждоутолитель разработан и прозводится корпорацией Сириус Кибернетикс. Отдел жалоб этой фирмы занимает сейчас все материки трех первых планет звезды Тау системы Сириуса. © Дуглас Адамс. Путеводитель хитч-хайкера по Галактике.

Или еще более веселый пример, когда совсем уж идут на поводу у клиента, руководствуясь принципом «User is the King»:

Но даже, если уверовать и в существование Идеальных Проектировщиков, очевидно, что полно ситуаций, когда «У нас это не работает» © IT Crowd.

Например, коммерческий софт для кассовых-учетных-промышленных систем. Это никакой не плейер или фотошоп.

Пишете опердень — забудьте нахер о Web2.0, гламуре, стартапах и буллшите, сосредоточьтесь на удобстве использования этой хрени 8 часов в день 5 дней в неделю тетками, которые компы эти в гробу видели вместе с вами и вашей оперденью и которые при первом же спотыкании будут звонить вам в 8 утра на сотовый с воплями «все пропало, у меня ничего не вводится». ©[1]

Во-первых, у пользователя нет почти никаких врожденных ментальных моделей сложных бизнес-процессов или промышленных операций, особенно если этот клерк, кассир или рабочий видит только фрагмент общей картины. Да такой интерфейс не обязан быть sexy, ему не обязательно быть самоочевидным. За работу с ним люди получают деньги, они вполне могут пройти обучение по работе с ним, а дальше — он может быть внешне достаточно дубовым, но главное, чтобы он был адекватен пользовательским задачам, чтобы там не было ежедневно проходимых «кружных путей» или «острых углов» раздражающих пользователя своей регулярностью и неизбежностью. (Если же юзеры таковы, что все это не работает, и нужен реальный гениальный прорыв — тут нужен сумашедший ученый, о чем будет ниже, а не «сертифицированный специалист», об этом см. Темпл Грандин (рецензия Стаса Фомина)).

Во-вторых, важна тут именно скорость реализации — если вы встанете в позу, что процесс разработки будет идти по жесткому каскадному процессу с долгим проектированием Идеальными Юзабилистами до спуска ТЗ программистам, то результат ГАРАНТИРОВАННО будет одним — система будет реализована. Гораздо быстрее. Конкурентами. И в—третьих (по сути, дополнение во-вторых), каскадное долгое проектирование «не покатит» из-за постоянного дрейфа требований, изменений бизнес-процессов, технологий, и т. п.

Так что наверное, про эту книгу, в отличие от книги, например, Джефа Раскина, нельзя рекомендовать как MUST READ для программистов. Не стоит.


Но с другой стороны, столкнувшись с очередным убогим вебинтерфейсом, или наблюдая унылые формы «enteprise software», хочеться распечатать большой демотиватор «Читай Раскина и Купера, псих! Читай их до конца, сука!» (отсылка к классике — «Погладь кота!».

Ссылки

  1. Это не преувеличение — допуском к проектированию интерфейсов является не образование/знания — а именно отбор по тестам, типа «Узнай, кто ты в самолете»

Любые правки этой статьи будут перезаписаны при следующем сеансе репликации. Если у вас есть серьезное замечание по тексту статьи, запишите его в раздел «discussion».

Репликация: База Знаний «Заказных Информ Систем» → «Психбольница в руках пациентов»