Ритейл и ИТ: настоящее и будущее

Материал из CustisWiki

Версия от 16:17, 23 ноября 2011; GalinaTsaturyan (обсуждение)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Это снимок страницы. Он включает старые, но не удалённые версии шаблонов и изображений.
Перейти к: навигация, поиск

Дмитрий Майоров

заместитель руководителя направления «Торговые сети», CUSTIS

Опубликовано в газете PC Week Review: ИТ в торговле, 1 ноября 2011

Автор обзора редактор PC Week/RE Алексей Воронин собрал мнения представителей ИТ-компаний относительно актуальных задач автоматизации в розничной торговле. Мы публикуем ответы на предлагавшиеся вопросы нашего участника — заместителя руководителя направления «Торговые сети» компании CUSTIS Дмитрия Майорова.

PC Week: Оптимизация торговых запасов, отслеживание движения товаров — важнейшие составляющие современного торгового бизнеса. Как решаются сегодня эти проблемы? Какие решение/подходы выбирает бизнес — все большая интеграция ИТ на базе единой технологической платформы или использование специализированных продуктов?

Д. Майоров: Если торговая компания выбирает интегрированное решение на базе единой технологической платформы, то фактически это означает, что она выбирает продукт определенного вендора. Такая стратегии автоматизации придерживаются компаниии, которые находятся в фазе планомерного развития в отсутствие бурного роста.

Иная стратегия характерна для компаний, которые находятся в процессе быстрого роста и развития, опробуют новые технологии, разрабатывают новые эффективные бизнес-процессы и расширяются не только в плане увеличения объемов продаж, но и в плане освоения новых рынков. Для таких компаний крупное интегрированное решение может оказаться ограничивающим фактором. Для более быстрой реакции на необходимые изменения им проще и эффективнее применять специализированные ИТ-продукты.

Специалисты стараются сегментировать свои бизнес-процессы, чтобы их автоматизация укладывалась в относительно обособленные специализированные ИТ-системы, которые могут развиваться независимо. Это позволяет на ключевых, прорывных участках бизнеса пробовать новые нестандартные эффективные решения — то есть находить и закреплять технологии бизнес-лидерства. Создавать такие специализированные ИТ-системы торговые компании могут как самостоятельно (инхаус разработка), так и обращаясь к фирмам, практикующим заказную разработку.

PC Week: Решение управленческих задач — наиболее ответственный участок бизнеса, стоимость ошибок здесь наиболее высока. Как зарекомендовали себя на этом участке работы продукты класса BI? Насколько они эффективны?

Д. Майоров: Нужно сказать, что для решения управленческих задач компании далеко не всегда используют готовые BI-системы. Трудность задачи анализа заключается не только и не столько в специфических алгоритмах, сколько в подготовке полноценных выверенных данных для этого анализа. Нам приходилось создавать на заказ системы, условно говоря, класса BI — которые решали задачи создания консолидированной отчетности в рамках крупного торгового холдинга, интегрирующих колоссальные объемы информации из десятков операционных систем и формирующих отчетность в стандарте МСФО.

Много управленческих задач ставится и решается на уровне операционных (OLTP) систем. Чтобы ошибки с этого уровня не мигрировали наверх — на уровень принятия стратегических решений, необходимо уже тут обеспечивать полноту и достоверность данных для анализа.

PC Week: Насколько актуальна для крупного бизнеса связка «традиционный бизнес — интернет торговля»? Предлагают ли ИТ-поставщики специализированные решения?

Д. Майоров:Такая связка безусловно актуальна. Она уже вполне реализована для тех секторов ритейла, где отказ от покупки в момент доставки маловероятен — это продажа электроники, продуктов питания и FMCG. Покупатель тут заранее знает, что и по какой цене он заказывает, все характеристики товаров ему известны. Поскольку конкуренция в этих секторах традиционно высока, ритейлеры волей-неволей будут выходить в интернет-торговлю.

А для тех бизнесов, где покупатель обязательно должен выбирать глазами, пощупать руками, примерить на себя и сравнить разные модели, — например, продажа одежды, обуви и т. п., — ситуация совсем не однозначна. Есть понимание, что интернет-рынок очень большой и западный опыт показывает, что на нем можно работать очень эффективно. У нас сейчас уже есть категория потребителей, которые покупают fashion-товары через интернет, но не у российских, а у зарубежных интернет-продавцов (китайских, американских). Их привлекает низкая цена товара, являющегося полным аналогом фирменного. Чрезвычайно низкая, даже с учетом доставки, цена вполне компенсирует риск того, что купленная одежда не подойдет: ее можно будет легко продать/обменять своему интернет-собрату.

Традиционный крупный ритейл пока не чувствует конкуренции со стороны подобных демпингующих интернет-продавцов. Но с появлением их отечественных аналогов вполне может ощутить: маржа в таком виде торговли настолько высока, что на этот рынок могут выходить интернет-магазины, никак не связанные с традиционным бизнесом.

Софт интернет-магазинов для продажи электроники, FMCG, продуктов питания хорошо развит и широко используется. А проблемы интернет-торговли товарами типа fashion лежат совсем не в плоскости ИТ, а в оптимальной организации специфических процессов логистики и продажи покупателю, который хочет иметь возможность выбора даже «на дому». Естественно, особенности такой торговли требуют соответствующей поддержки и от ИТ-решений.

PC Week: Актуальны для розницы программы лояльности покупателей? Существуют ли специфические проблемы с их ИТ-поддержкой?

Д. Майоров: Программы лояльности, конечно, очень актуальны для розницы. Естественно, что они завязаны на ИТ, поскольку связаны с хранением и анализом больших объемов информации. Сбор данных о платежеспособности и предпочтениях покупателей ведется различными способами. Одним из инструментов для этого являются ко-брендинговые карты, которые покупатели используют для покупок в различных сетях. Благодаря им продавцы различных товаров и услуг, не будучи конкурентами, получают возможность делать покупателю такие индивидуальные целевые предложения, от которых тому трудно отказаться.

Ритейлеры стараются охватить вниманием как можно больше сфер жизни каждого покупателя и с этой целью уже готовы интегрироваться с социальными сетями. Для ИТ тут стоит задача сбора, интеграции и систематизации информации из большого числа разнообразных и совершенно разнородных источников.

PC Week: Одно из направлений развития ИТ в торговом бизнесе — специализированные системы для управления торговым залом, позволяющие «мониторить» кассовые аппараты, вплоть до оперативного получения статистики продаж. Насколько такие решения востребованы/актуальны?

Д. Майоров: Все крупные ритейлеры, как правило, уже обладают тем или иным ИТ-решением для управления торговым залом и вопросы учета для управленческих и аналитических целей у них уже решены. Прогресс тут связан с расширением функциональных возможностей подобных систем, которые открываются в связи с развитием новых технологий, таких как анализ изображения с видеокамер, дистанционное сканирование товарных маркировок, применение электронных ценников и т. п.

PC Week: Мобильные терминалы — получат ли они в итоге широкое распространение на российском рынке в ближайшей перспективе?

Д. Майоров:Мобильный терминал как инструмент продавца в зале — безусловно, получит распространение. Он существенно облегчает и работу с товаром, и обслуживание покупателя. Бурное развитие потребительских мобильных устройств позволяет использовать в этом качестве даже не специализированное оборудование, а планшеты, смартфоны, КПК. Специальным должно быть их программное обеспечение.

***


Любые правки этой статьи будут перезаписаны при следующем сеансе репликации. Если у вас есть серьезное замечание по тексту статьи, запишите его в раздел «discussion».

Репликация: База Знаний «Заказных Информ Систем» → «Ритейл и ИТ: настоящее и будущее»