Рост благодаря и вопреки (о росте в период кризиса)
Максим Михалев, наш директор по развитию бизнеса, рассказал порталу CRN о необходимости развивать компанию в годы кризиса. Как нестабильные экономические условия влияют на деловую активность? В чем заключается основное различие между ростом производства и развитием компании? Какие сложности, помимо нехватки средств, препятствуют модернизации в каких-либо отраслях, в частности, в сфере ЖКХ? Ответы на эти вопросы — в материале «Рост благодаря и вопреки» на сайте издания.
Кризис — это прежде всего ментальное состояние, вызванное ситуацией неопределенности и ведущее к сокращению деловой активности. На массовом рынке снижение активности более заметно и компании значительнее страдают от последствий кризиса (если говорить об ИТ-рынке, то сейчас это можно наблюдать на примере компаний, занимающихся «железом», — некоторые из них уже заявили о проблемах). Но если речь идет не о массовых услугах, а, например, о проектировании и сложной разработке на заказ, то резкого падения спроса здесь не наблюдается. Мы не так зависим от конъюнктуры и массового потребления и пока не наблюдаем снижения объема заказов.
Как это ни парадоксально, у некоторых компаний развитие в годы кризиса не просто продолжается, а переходит в активную стадию. Конкуренты становятся слабее, а сама атмосфера кризиса заставляет преодолевать комфортное для себя состояние «покоя», является движущим фактором развития: компания либо экономит и уходит с рынка, либо начинает ответственнее относиться к инвестиционной деятельности (в частности, в ИТ) как к способу выхода из кризиса и средству конкурентной борьбы. Ведь быстрый и легкий результат возможен только на растущем рынке, а в условиях застоя развитие — необходимое условие выживания.
Важно понимать, что в экономике основные проблемы всегда заключаются не в нехватке ресурсов, а в неспособности осознать необходимость развития. При желании компания всегда может найти возможности для развития, поскольку оно, вопреки распространенным представлениям, далеко не всегда подразумевает экстенсивный количественный рост — производства, штата, числа отделений и филиалов. Рост всегда сталкивается с проблемами изыскания новых ресурсов. Развитие же подразумевает переход на качественно новый уровень. Так же как и кризис (согласно расхожему выражению «кризис всегда в головах»), развитие лежит в ментальной плоскости. Здесь сложность не в ресурсах, а в том, чтобы понять, в каком направлении компания может развиваться, как перейти на следующий уровень, что нужно для этого сделать. При этом имеющиеся ресурсы — например, деньги — далеко не всегда можно конвертировать в идеи и способности для развития.
Так, отсутствие активного развития в каких-либо отраслях не всегда связано именно с экономическим кризисом и нехваткой средств. Часто для модернизации не хватает политической воли и реального желания провести преобразования, повысить уровень прозрачности и эффективности деятельности вслед за декларативными заявлениями. Такая ситуация, на наш взгляд, сейчас сложилась в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Поскольку мы имеем опыт работы с коммунальным биллингом и решение в области автоматизации расчетно-кассовых центров, которое внедрено в ряде городов и регионов страны, то мы активно следим за развитием отрасли. В последние несколько лет модернизация сферы ЖКХ практически заморожена, за 4–5 лет не было реализовано или хотя бы начато ни одного крупного проекта по автоматизации отрасли. Возможно, в кризис представители региональной и муниципальной власти перейдут от декларативной политики к реальной деятельности, появится интерес к упорядочиванию расчетов, созданию системных решений, повышению эффективности.
Компания CUSTIS активно растет в последние годы, и этот рост не замедлился и в 2014 году (прирост оборота компании в 2014 году по сравнению с 2013 и в 2013 году по сравнению с 2012 составил более 10 %, численность персонала за последние три года увеличилась на 40 %). Стабильный рост объема заказов обусловлен рядом принципов, основные из которых заложены в стратегии компании. Во-первых, мы работаем в ключевых для заказчика областях его бизнеса: проектируем и разрабатываем сложные ИТ-системы, обеспечивающие возможности для развития бизнеса и конкурентные преимущества. Например, такими «областями развития» можно назвать омниканальные продажи в ритейле и расширение возможностей ДБО в банковской сфере. Во-вторых, мы работаем с лидерами рынка, крупнейшими в своих отраслях компаниями и организациями, которые продолжают расти и развиваться даже в кризис, «подбрасывая» нам новые ИТ-задачи и проекты. Таким образом, специфика наших клиентов и критическая значимость тех бизнес-областей, с которыми мы работаем, не позволяют компаниям-заказчикам сворачивать развитие даже в периоды стагнации и экономического падения, поскольку стратегически важные задачи продолжают быть актуальными. Более того, именно в этот период многим компаниям приходится принимать решения о развитии бизнеса, которые казались слишком затратными или сложными в лучшие времена.