Персональные инструменты
 

Рынок ИТ-услуг: главные ожидания связаны с аутсорсингом

Материал из CustisWiki

Перейти к: навигация, поиск
Наши специалисты — Алексей Яблонский, руководитель портфеля проектов, и Анастасия Кабищева, ведущий инженер-аналитик, — рассказали порталу CNews об итогах развития рынка ИТ-услуг в 2014 году. Как изменились потребности и требования заказчиков? Какие тенденции наблюдаются на ИТ-рынке? Что ожидает сферу ИТ в обозримом будущем? Об этом — в материале «Рынок ИТ-услуг: главные ожидания связаны с аутсорсингом» на сайте издания.

CNews: Изменились ли потребности заказчиков в ИТ-услугах? Спрос на какие из них увеличился, на какие — снизился? Как изменились требования заказчиков к провайдерам ИТ-услуг?

Анастасия Кабищева: Текущей тенденцией в кризис, конечно, является сокращение бюджетов. За последний год заказчики стали частично отказываться от реализации неприоритетных проектов — например, проектов, направленных на оптимизацию существующих процессов, упрощение работы пользователей с системой. Те проекты, по которым все же было принято решение о реализации, серьезно контролируются ИТ-службами заказчика на предмет исполнения бюджета и сроков. Экономия также заставляет многих заказчиков встраивать новые процессы в уже существующие системы, проводя только небольшую их доработку без перепроектирования. Такого рода изменения впоследствии могут привести к проблемам при эксплуатации этих систем и через 2–3 года с высокой долей вероятности возникнет необходимость в их рефакторинге, поскольку они исчерпают свои технические возможности.

Несмотря на все попытки сократить затраты на разработку, заказчик часто не может силами своего ИТ-департамента спроектировать сложную бизнес-систему или ее часть. Это связано с тем, что ИТ-службы заказчика, как правило, загружены поддержкой существующих систем, не имеют в наличии узких специалистов (например, архитекторов и сильных аналитиков) и привязаны к существующим процессам, не видят ситуацию со стороны. ИТ-руководители начали понимать, что эффективность аутсорсинга значительно выше, если привлекать подрядчиков уже на этапе сбора требований, а не только на этапе разработки. Совместно спроектированные и разработанные системы более целостны, их легче эксплуатировать, они более понятны и для ИТ-служб, и для бизнес-пользователей.

Поэтому сейчас все шире распространяется тенденция, когда аналитики ИТ-подрядчика общаются с бизнес-пользователями, а не только с ИТ-службой заказчика. При этом ИТ-департамент заказчика сохраняет за собой функцию контроля, мониторинга статуса проекта, утверждает и согласовывает технологии, на основе которых будет выполнена реализация.

Сегодня самое важное для репутации разработчика на рынке — максимальное соответствие спроектированного решения требованиям бизнеса. Уровень квалификации специалиста ИТ-компании теперь во многом определяется его умением общаться с бизнес-заказчиком, пониманием сферы деятельности клиента, высоким уровнем коммуникативных навыков и рыночной аналитики. Многим специалистам сейчас приходится перестраиваться под данные требования, наращивать универсальность — знания как технического, так и бизнес-направления — и развивать способность к эффективной коммуникации.

Еще одна тенденция на современном рынке — сложность реализации проектов при текущем устаревшем уровне ПО, обеспечивающего информационную безопасность. Спрос на соответствие нормам информационной безопасности по-прежнему остается достаточно высоким, часто даже «подгоняет под себя» некоторые потребности бизнеса. Особенно это актуально для финансовых организаций и предприятий госсектора. Заказчики, как правило, пользуются устаревшим ПО, которое хоть и обеспечивает должный уровень информационной безопасности, но мешает переводу систем на веб-технологии, накладывает ограничения на производительность этих систем, не позволяет реализовать более гибкий процесс и уменьшить ручной труд бизнес-пользователей. Все это связано с тем, что системы, обеспечивающие должный уровень безопасности (например, многие средства криптографической защиты информации), созданы достаточно давно, еще в 90-е годы, плохо развиваются и не обладают многими новейшими техническими возможностями. Переход на более современные системы информационной безопасности для многих, особенно крупных, компаний и организаций — затратный и сложный процесс. Все это задерживает технологизацию некоторых типов компаний, усложняя бизнес-процессы и повседневную работу с приложениями для пользователей.

CNews: Как вы оцениваете итоги развития российского рынка ИТ-услуг в 2014 г.? Каковы прогнозы на 2015 г.?

Алексей Яблонский: Осенью 2014 года бизнес, связанный с внешнеторговой деятельностью и, следовательно, уязвимый к валютным рискам, был вынужден корректировать планы. В частности, был пересмотрен ИТ-бюджет. Первоначально планировалось его сокращение примерно на 25 %. Однако зимой 2015 года, по мере некоторой стабилизации ситуации в экономике, произошла вторичная корректировка бюджетов, и сокращение видится уже не таким значительным: на смену «паническим» настроениям с попытками экономии на всем пришел более взвешенный взгляд на критичные потребности и на те ИТ-проекты и услуги, от которых нельзя отказаться без вреда для бизнеса. Помимо этого, стали планироваться новые проекты, решающие оптимизационную задачу. Таким образом, сокращение ИТ-бюджетов на текущий момент оптимистично можно оценить в 10–15 %.

CNews: Изменились ли потребности заказчиков в ИТ-услугах? Спрос на какие из них увеличился, на какие — снизился?

А. Яблонский: Индивидуальная заказная разработка остается востребованной. Это связано с тем, что в кризисный период от бизнеса требуются сильные действия, нестандартные решения и ходы. Для обеспечения этого лучше подходит ПО, созданное на заказ, нежели внедрение тяжеловесных вендорских продуктов, которые в большей степени ориентированы на стабильную ситуацию, лучшие практики и нормы отрасли.

CNews: Как изменились требования заказчиков к провайдерам ИТ-услуг?

А. Яблонский: Фактически любой крупный бизнес сейчас вынужден формировать антикризисную программу, зачастую связанную не просто с оптимизацией расходов, но с радикальными изменениями всей модели бизнеса, его устройства. В результате многие ИТ-системы либо вся информационная архитектура предприятия в целом оказываются устаревшими, требующими модернизации или реинжиниринга. В то же время ситуация накладывает четкие дедлайны на проведение изменений. От ИТ-компаний требуется способность поддержать это движение. При этом провайдер ИТ-услуги (не имеет значения, будет это ИТ-служба компании или сторонний ИТ-подрядчик) может выступать или инициатором изменений, или, по крайней мере, значимым ресурсом для их проведения.

CNews: Какие компании сегодня наиболее заинтересованы в переходе на сервисную модель — малый, средний, крупный бизнес, госсектор?

А. Яблонский: Мы наблюдаем тенденцию перехода на сервисную модель в крупных компаниях. В таких компаниях, как правило, достаточно разнородное ПО, находящееся на различных стадиях своего жизненного цикла, которое нужно развивать, сопровождать и эксплуатировать. Эти задачи подразумевают свои характеристики, критерии качества ИТ-услуги и формируют целый комплекс требований к управлению услугой. Как ответ на эту проблему, сервисная модель оправдана как в отношении бизнеса с внутренним ИТ-департаментом, так и с внешними провайдерами ИТ-услуг, особенно если характер ИТ-проекта или услуги подразумевает длительную историю взаимоотношений.

CNews: Какие тенденции на рынке ИТ-услуг вы бы отметили?

А. Яблонский: Основной вызов, стоящий сейчас перед бизнесом, — адаптация под новые условия и оптимизация в широком смысле. Структура ИТ-услуги должна обеспечивать оптимальность балансов: аутсорсинг vs инсорсинг, универсальность vs специализация, нормирование vs гибкость, вендорское ПО vs заказная разработка.