Рынок заказчика
Максим Михалев, наш директор по развитию бизнеса, рассказал журналу «Банки и деловой мир» об основных трендах развития ИТ в банковской сфере. Какие технологии будут наиболее актуальны в финансовом секторе в ближайшие годы? Какие перспективы для банков открывают мобильные платформы? Каким образом концепция трансгуманизма воплощается в современных банковских продуктах? Об этом — в материале «Рынок заказчика» на сайте и в бумажной версии издания.
Основные тренды развития ИТ в банковской сфере связаны с переходом к созданию уникальных, максимально индивидуализированных услуг и продуктов, которые становятся все более востребованы клиентами. Кстати говоря, переход от массового к индивидуальному, отход от унификации — это повсеместная тенденция в современном мире, которую социологи и философы называют одной из главных специфических черт эпохи постмодерна.
Поэтому в ближайшие годы свое активное развитие продолжат такие связанные между собой технологии, как мобильность и Big Data. Именно эти технологии позволяют выстроить наиболее эффективные системы управления взаимоотношениями с клиентами (CRM), а значит, дадут возможность перейти от групповой кластеризации к индивидуальным предложениям, что позволит повысить уровень сервиса и объемы продаж банковских продуктов.
Мобильные технологии, с одной стороны, позволяют отслеживать действия, перемещения и покупки клиента, собирать множество различных сведений о нем и создавать точный потребительский профиль, с другой стороны, — держать с ним постоянный контакт и оперативно доставлять индивидуальные коммерческие предложения. Для обработки собранного массива информации и создания качественных предложений необходимо применение технологий Big Data и Business Intelligence (BI).
Сложная аналитика дает более тонкие конкурентные преимущества, которые на слаборазвитых рынках, где у компаний есть возможности для количественного роста и активной экспансии, не востребованы, но в финансовой сфере конкуренция сегодня достаточно высока, и банкам придется переходить на использование новых технологий. Спрос на адресные, индивидуальные предложения будет расти и дальше, и только использование новых технологий (аналитики, мобильности и т. д.) позволит сделать эти предложения максимально релевантными.
Отдельной тенденцией можно было бы назвать сращение персонального мобильного устройства и банковской сферы. В любом случае, можно утверждать, что возможности мобильных платформ подстегнули банковский бизнес. Например, именно с распространением мобильных гаджетов связано активное развитие систем дистанционного банковского обслуживания. В октябре заработала система мобильных платежей Apple Pay, позволяющая использовать iPhone 6 и iPhone 6 Plus в качестве цифрового кошелька при оплате покупок и услуг. В этом году собственную платежную систему создал Facebook, до конца 2015 года появится платежная система Samsung Pay. При этом клиент «привязывает» кредитную или дебетовую карту к мобильному устройству, на котором хранится вся информация о транзакциях. Помимо этого, гаджеты, как устройства, которые современный человек практически не выпускает из рук, позволяют анализировать социальные сети, геолокацию, потребительские предпочтения — при правильной интерпретации и переводе в четко таргетированные продукты это может обеспечить высокий уровень продаж. Правда, если инструменты сбора, хранения и анализа уже эффективно используются, то с интерпретацией и доведением до готового продукта дела пока обстоят не так хорошо, но лидеры рынка активно над этим работают.
Ряд крупных российских банков ведет проекты по использованию Big Data для анализа транзакций и социальных сетей с целью повышения качества обслуживания клиентов и проработки комплексных продуктовых предложений («автокредит плюс страховка» или «программа накоплений плюс целевой кредит»).
Следующий шаг в развитии технологий — анализ не только поведения, но и физических особенностей человека, позволяющий формировать предложения клиенту на основании его физиологического состояния: частоты пульса, уровня давления, характера активности и т. д. Примером такого банковского продукта была акция Альфа-Банка, во время которой банк считал через мобильное приложение количество пройденных клиентом шагов и за каждый шаг переводил деньги с основного счета на накопительный с повышенным процентом годовых. Это соответствует концепции трансгуманизма, которая предполагает все более сильное сращение человека и технических устройств для расширения возможностей человеческого организма.