Персональные инструменты
 

Рыночные IT-продукты зачастую не способны поддержать развитие

Материал из CustisWiki

Версия от 16:02, 10 августа 2015; KseniyaKirillova (обсуждение) (Новая страница: « <blockquote>''Сергей Тихомиров, первый заместитель ген…»)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Это снимок страницы. Он включает старые, но не удалённые версии шаблонов и изображений.
Перейти к: навигация, поиск


Сергей Тихомиров, первый заместитель генерального директора, рассказал журналу «Банковское обозрение» о текущем состоянии IT в российской банковской отрасли. Какие инструменты наиболее востребованы финансовыми организациями в условиях кризиса? Каковы перспективы платформизации в банковском секторе? Какие вызовы стоят перед IT-поставщиками на сегодняшний день? Об этом — в интервью «Рыночные IT-продукты зачастую не способны поддержать развитие» на сайте и в бумажной версии издания.

«Банковское обозрение»: Сергей, какова, на ваш взгляд, ситуация в отрасли? Как протекает кризис, каковы ближайшие перспективы?

Сергей Тихомиров: Важно, что по сравнению с концом прошлого года ситуация стабилизировалась и из управленческих решений ушли эмоции. Конечно, кризис не пройден и случится это еще не скоро, но первый шок и паника прошли — появилось понимание, что теперь придется действовать и развиваться в новых сложных макроэкономических условиях, в новой реальности.

В целом на рынке сохраняются настороженные инвестиционные и потребительские настроения, готовность к долгосрочным вложениям крайне мала, но большие проекты уже начинают обсуждаться как реальные в среднесрочной перспективе. В краткосрочных же планах по-прежнему отработка оптимизационных и модернизационных задач с гарантированным и быстрым бизнес-эффектом. Сокращение бюджетов и штатов затронуло IT-службы банков, но мы видим, что ситуация значительно «мягче» того, что было в 2008 году. Пока кризис стал поводом для избавления от ненужного балласта, и оптимизация IT-бюджетов выражается не в прямом сокращении инвестиций, а в ужесточении контроля за расходованием средств и в пересмотре приоритетов.

«Б.О»: Какие инструменты и подходы к автоматизации банковской деятельности сегодня наиболее востребованы и чаще всего обсуждаются профессиональным сообществом?

С. Тихомиров: Несмотря на весь кажущийся драматизм, специалисты по банковской автоматизации могут найти в сложившейся ситуации позитивные стороны, поскольку в кризис IT все чаще рассматриваются не как инфраструктура организации, а как полноценный бизнес-инструмент для реализации проектов с конкретным финансовым результатом. Тем более что на российском финансовом рынке и в отечественных банковских IT остается много точек роста. Например, в условиях кризиса еще более актуальными становятся системы принятия кредитных решений и инструменты для работы с просроченной задолженностью. Отвечая на эту потребность, мы разработали гибкий инструментарий для автоматизации процессов принятия решений о выдаче кредитов и сборе задолженности, предназначенный для розничного и МСБ-сегмента.

В масштабах страны нельзя назвать насыщенным и розничный рынок — он продолжает формироваться, и здесь активно развиваются инструменты Big Data и Business Intelligence для анализа клиентской базы и повышения эффективности маркетинга. Корпоративный сегмент продолжает расширение спектра финансовых услуг для клиентов вплоть до полного аутсорсинга функций финансовых служб корпораций. Для банков это крайне перспективное направление, и преуспеть в нем невозможно без современного технологического обеспечения.

«Б.О»: Сейчас активно обсуждаются технологические платформы в банковском секторе. Каковы перспективы этого направления и чем они обусловлены?

С. Тихомиров: Да, технологическая платформа как модель сегодня очень востребована. Банковские заказчики IT-услуг часто не удовлетворяются готовыми продуктами, поскольку хотят иметь гибкий инструментарий, высокоуровневое средство разработки, позволяющее оперативно и без дополнительных расходов вносить в IT-ландшафт необходимые бизнесу изменения. Кроме того, платформа часто позволяет осуществлять эти доработки самостоятельно, без обращения к услугам IT-подрядчика и уж тем более без существенных затрат, в которые выливаются попытки внести изменения в вендорские решения.

Тенденция к платформизации, конечно, подстегивается и кризисом — в частности, стремлением к независимости от вендоров, — но основная причина кроется в ограничениях существующего продуктового ряда: рыночные решения еще как-то покрывают текущие потребности в обеспечении функционирования, но зачастую не способны поддержать развитие. Ответом на эту неудовлетворенную потребность кредитных организаций и стала востребованность концепции PaaS, «платформы как услуги».

«Б.О»: Можете ли вы предложить банкам такое гибкое решение?

С. Тихомиров: Несколько лет назад мы разработали учетно-аналитический кластер для банков, который позволяет вести одновременно несколько независимых видов учета, например, бухгалтерский, управленческий, налоговый, товарный, учет материальных активов и др., связи между которыми гибко настраиваются. Наш подход, сохраняя самостоятельность и независимость видов учета, в то же время позволяет отражать одни и те же события операционной деятельности банка в разных системах и осуществлять их взаимную сверку. Кластер может быть реализован для любых масштабов деятельности — как для одного банка, так и для группы с западными филиалами или промышленными предприятиями. Преобразование операционной деятельности в учетную часть происходит в режиме онлайн.

У нашей компании большой опыт создания учетно-аналитических решений и сильная технологическая база для реализации таких проектов. Гибкость выстраивания учета дает различные преимущества — от повышения качества контроля за финансовыми показателями до сокращения налоговых отчислений и большей оперативности в принятии управленческих решений. Наш учетно-аналитический кластер имеет гибкие настройки под конкретные задачи и структуру финансовой организации. Кроме того, предусмотренные интеграционные решения обеспечивают как оперативное и бережное внедрение практически в любой IT-ландшафт банка, так и простоту интеграции с внешними сервисами и инструментами, которые сегодня получают все большую популярность в банковской сфере.

«Б.О»: Какие еще вызовы стоят сегодня перед IT-поставщиками в банковской отрасли и как ваша компания собирается на них отвечать?

С. Тихомиров: Банки продолжают активно внедрять современные технологии, такие как Big Data и BI, причем существующие Open Source продукты позволяют сделать это довольно дешево силами инхаус-подразделений. Поэтому IT-подрядчики должны перестраиваться под текущие потребности клиентов и находить свое место в новых условиях. Помимо сдвижки в сторону платформенных решений, о которых мы уже поговорили, это также повышение бизнес-значимости информационных технологий, развитие бизнес-компетенций внутри IT и обеспечение полного жизненного цикла систем. Технологии затрагивают все слои и виды деятельности банковской организации, и при проектировании и внедрении мы должны обеспечить возможность дальнейшего развития IT-решений, эффективного взаимодействия с другими системами, а при необходимости — безболезненной замены ПО или его вывода из эксплуатации. Для наших клиентов мы выстроили комплексную услугу — от организации совместного проектного и архитектурного бюро до обеспечения полного жизненного цикла IT-систем вплоть до стадии эффективной эксплуатации.