В журнале «ИнформКурьер-Связь» опубликованы комментарии ведущего системного инженера Дмитрия Морозова о ситуации на российском рынке дата-центров. Каковы прогнозы экспертов отрасли о развитии рынка? Как должно быть построено взаимодействие между клиентом и провайдером сервисов дата-центра? Как меняются требования клиентов к надежности услуг? Об этом — в комментариях к материалам «Uptime Institute — отличный бизнес-проект, нацеленный на коммерциализацию стандартов» и «Привести инженерное хозяйство ЦОДа в порядок сложнее, чем построить новый объект».

«ИнформКурьер-Связь»: Как, по вашему мнению, должно быть построено взаимодействие между клиентом и провайдером сервисов дата-центра? Что сейчас хотят получить клиенты (гибкий индивидуальный подход, четкое выполнение всех формально прописанных процедур, само наличие свода процедур и правил)? Какой, по вашему мнению, должна быть система оплаты ресурсов и сервисов в дата-центрах?

Д. Морозов: Перевод данных в коммерческий дата-центр — это не только техническая, но и организационная задача. Если техническая основа современных ЦОД — виртуализация, то концептуальная основа — это стратегия «ИТ как услуга». Соответственно, речь идет о смене парадигмы и переходе к сервисному подходу в управлении ИТ компании-заказчика. Техническая сторона процесса перехода в коммерческий ЦОД или публичное облако достаточно хорошо стандартизирована, а вот организационная — сугубо специфична для каждой компании.

Заказчики, которые заботятся об уникальности своих бизнес-процессов, заинтересованы в гибком индивидуальном подходе. Чтобы подобрать оптимальные характеристики используемых сервисов ЦОД, необходимо сначала на уровне бизнес-требований определить формы предоставления сервисов и согласовать уровни их оказания (SLA). Только после этого ИТ-служба заказчика может оценить потребности компании в ИТ-сервисах и согласовать условия их предоставления с провайдером. Далее эти условия будут постоянно уточняться по мере изменения потребностей бизнеса. Таким образом, переход к облачным технологиям — сложный проект на стыке бизнеса и ИТ.

«ИнформКурьер-Связь»: Ваши прогнозы на развитие ситуации на российском рынке услуг дата-центров? Как, по вашему мнению, будут меняться требования клиентов к надежности дата-центров, к доступности данных и приложений, к номенклатуре сервисов, предлагаемым в ЦОДах, к службе поддержки клиентов? Что могло бы, на ваш взгляд, способствовать росту доли высокоуровневых сервисов дата-центров?

Д. Морозов: При передаче сервисов в коммерческий ЦОД возникает вопрос об ответственности провайдера за простои бизнес-процессов заказчика из-за сбоев в работе ЦОД. Но на данный момент лишь немногие поставщики готовы взять на себя финансовую компенсацию потерь клиентов. Цивилизованным выходом из ситуации было бы страхование таких рисков, но пока на российском рынке не существует подобных предложений.

В последние годы наблюдается ЦОДостроительный бум. При этом всё больше ЦОДов размещаются в специально построенных для них зданиях (с системами гарантированного питания и кондиционирования). Большая часть ЦОД (более 80 %) располагаются в Москве и в Санкт-Петербурге — регионах с хорошо развитыми коммуникационными сетями. Если техническим характеристикам (таким как пропускная способность канала до ЦОД, наличие вычислительных и энергетических мощностей) соответствует большинство крупных провайдеров, то в вопросах, связанных с менеджментом в ИТ, нередко возникают сложности. Особенность услуги, предоставляемой ЦОД, заключается в том, что ее качество зависит от мастерства управления ИТ как на стороне провайдера, так и на стороне заказчика, а главное — от их слаженного взаимодействия.

«ИнформКурьер-Связь»: Актуальны ли для российских дата-центров услуги аудита инженерной и ИТ-инфраструктуры и аудита службы эксплуатации? Некоторые российские дата-центры заявили о планах сертификации своих систем эксплуатации в Uptime Institute (Operational Sustainability). Кроме того, недавно Uptime Institute запустил программу аудита систем эксплуатации дата-центров (Management and Operations). Повлияет ли это на уровень надежности работы российских ЦОДов?

Д. Морозов: Конкуренция на рынке облачных услуг усиливается, в то время как количество компаний, которые еще не перевели свои системы в облака (публичные или частные), стремительно сокращается. Потому, в первую очередь, сертификация нужна ЦОД для предоставления своим клиентам гарантий качества услуг и сохранности их данных.

Таким образом, естественной причиной роста уровня надежности работы российских ЦОД является усиление конкуренции на рынке. А необходимость независимой экспертизы для объективного подтверждения достигнутого уровня обслуживания увеличивает важность аудита и сертификации.


Любые правки этой статьи будут перезаписаны при следующем сеансе репликации. Если у вас есть серьезное замечание по тексту статьи, запишите его в раздел «discussion».

Репликация: База Знаний «Заказных Информ Систем» → «Сервисы в ЦОДе: жизнь за рамками colocation»