В «Национальном банковском журнале» (№5/2012) опубликована статья ведущего аналитика и руководителя проектов направления «Финансовые институты» Елены Старыниной и директора по маркетингу и продажам Максима Михалева. В статье описан наш подход к решению сложной задачи централизации учета в банках — построение IT-архитектуры, ориентированной на учет. Елена и Максим рассказывают, в чем заключаются принципы такого подхода, как он реализуется на практике и какие выгоды учетно-ориентированная архитектура дает банку.

Централизация учета и отчетности — современная тенденция в крупных банках. Ведь для эффективного управления крупным банком нужен качественный учет, а получить его без централизации невозможно.

В большинстве современных банков используется сразу несколько приложений, и их тем больше, чем разнообразнее бизнес у банка. Потому наличие нескольких систем от разных поставщиков скорее правило, чем исключение. Задача распределения многочисленных и разнообразных функций банка между приложениями чаще всего решается делением по бизнес-областям, причем в крупных банках отчетливо прослеживается тенденция использования систем best-of-breed — лучших в своей области.

В результате IT-архитектура в банке оказывается ориентированной на бизнес-задачи, а не на учет. В таких условиях ведение качественного учета в масштабе крупного банка связано с рядом трудностей.

Как правило, отдельные приложения обрабатывают бизнес-операции в выделенных бизнес-областях целиком — от инициации процесса до получения отчетности по всем необходимым формам (ЦБ РФ, МСФО, ФСФР, внутрибанковская, управленческая), что закономерно влечет фрагментацию учета как по бизнес-областям, так и по различным IT-системам. А трудоемкая работа по получению консолидированной (централизованной) отчетности по банку в целом ложится на плечи бухгалтерии и других заинтересованных подразделений банка.

Централизация учета — сложная задача на стыке IT-департамента и бухгалтерии банка. IT-служба не готова менять сложившийся IT-ландшафт, построенный под интересы бизнеса. А бухгалтеры понимают, что нужно делать с точки зрения учета, но не могут однозначно сформулировать задачу для IT.

Даже если IT и бухгалтерия договорятся о том, что нужно делать, подобный проект по централизации учета, получаемого из большого количества разнородных систем, сопряжен с большими рисками. Вероятнее всего, потребуются изменения в различных бизнес-приложениях, что может повлечь непредсказуемые последствия и серьезные сбои в работе отдельных подразделений банка.

Принципы построения учетно-ориентированной архитектуры

Приступая к решению сложной системной задачи, необходимо вначале описать принципиальное устройство того, что мы хотим получить, — спроектировать так называемую информационную архитектуру. Для эффективного решения задачи централизации учета мы создаем особую IT-архитектуру — учетно-ориентированную.

Принимая во внимание все сложности, которые были описаны выше, и руководствуясь фундаментальным принципом врачей и консультантов — «Не навреди!», — мы сформулировали принципы построения учетно-ориентированной архитектуры.


Рис. 1. Принципиальная схема и элементы учетно-ориентированной архитектуры

На первый взгляд может показаться, что предлагаемая архитектура очень проста. Это действительно так, если не принимать во внимание сложность ее реализации в условиях непрерывной работы банка. Способы построения учетно-ориентированной архитектуры на основе вышеперечисленных принципов могут быть различными. Далее мы расскажем о варианте, разработанном нашей компанией.

Наш метод создания учетно-ориентированной архитектуры

В основе нашего подхода к созданию учетно-ориентированной архитектуры лежит наша собственная технологическая платформа. Она была разработана специально для проектов по заказной разработке учетно-аналитических систем для крупных организаций, включая банки, и многократно использована на практике.

На базе этой технологии реализуется KAS, которая аккумулирует бухгалтерский, управленческий, налоговый и любые другие виды учета, обеспечивает их контроль и координацию, а также реализует механизм ведения учетной политики и ее распространения на связанные с KAS бизнес-приложения (рис. 2).


Рис. 2. Централизация различных видов учета с помощью KAS

Мы выстраиваем информационный обмен в разрезе учетных данных между KAS и бизнес-приложениями, следуя принципу сохранения сложившегося IT-ландшафта. Это означает, что все необходимые для полноты, контроля и координации учета данные из учетного слоя бизнес-приложений попадают в KAS. (Под учетным слоем понимается часть приложения, отвечающая за формирование учетных данных.) В случае если используется западная система, неспособная вести учет по российским правилам, мы внедряем специальное приложение — Универсальный учетный модуль (Universal Accounting Unit), который на основе получаемых из бизнес-приложений событий по бизнес-операциям ведет учет по требуемым правилам. Причем это решение универсально и индивидуально настраивается под каждое бизнес-приложение. А наша технология бережного внедрения обеспечивает «бесшовное» встраивание KAS в IT-ландшафт без нарушения связей между его частями.

Таким образом, описанная учетно-ориентированная архитектура объединяет все бизнес-приложения банка в единое учетное пространство.

Следует особо отметить, что описанный гибкий подход к построению архитектуры не ограничивает развитие IT-ландшафта банка — добавление новых IT-систем и вывод из эксплуатации устаревающих бизнес-приложений осуществляется в рабочем режиме. Это соответствует современному тренду использования best-of-breed бизнес-приложений.

Кроме того, учетно-ориентированная архитектура позволяет быстро реагировать на изменение правил учета благодаря тому, что KAS централизованно отслеживает выполнение требований внешних регуляторов и учетной политики самого банка.


Любые правки этой статьи будут перезаписаны при следующем сеансе репликации. Если у вас есть серьезное замечание по тексту статьи, запишите его в раздел «discussion».

Репликация: База Знаний «Заказных Информ Систем» → «Создание учетно-ориентированной архитектуры в банке»