Персональные инструменты
 

Создание учетно-ориентированной архитектуры в банке

Материал из CustisWiki

Перейти к: навигация, поиск

В «Национальном банковском журнале» (№5/2012) опубликована статья ведущего аналитика и руководителя проектов направления «Финансовые институты» Елены Старыниной и директора по маркетингу и продажам Максима Михалева. В статье описан наш подход к решению сложной задачи централизации учета в банках — построение IT-архитектуры, ориентированной на учет. Елена и Максим рассказывают, в чем заключаются принципы такого подхода, как он реализуется на практике и какие выгоды учетно-ориентированная архитектура дает банку.

Централизация учета и отчетности — современная тенденция в крупных банках. Ведь для эффективного управления крупным банком нужен качественный учет, а получить его без централизации невозможно.

В большинстве современных банков используется сразу несколько приложений, и их тем больше, чем разнообразнее бизнес у банка. Потому наличие нескольких систем от разных поставщиков скорее правило, чем исключение. Задача распределения многочисленных и разнообразных функций банка между приложениями чаще всего решается делением по бизнес-областям, причем в крупных банках отчетливо прослеживается тенденция использования систем best-of-breed — лучших в своей области.

В результате IT-архитектура в банке оказывается ориентированной на бизнес-задачи, а не на учет. В таких условиях ведение качественного учета в масштабе крупного банка связано с рядом трудностей.

Как правило, отдельные приложения обрабатывают бизнес-операции в выделенных бизнес-областях целиком — от инициации процесса до получения отчетности по всем необходимым формам (ЦБ РФ, МСФО, ФСФР, внутрибанковская, управленческая), что закономерно влечет фрагментацию учета как по бизнес-областям, так и по различным IT-системам. А трудоемкая работа по получению консолидированной (централизованной) отчетности по банку в целом ложится на плечи бухгалтерии и других заинтересованных подразделений банка.

Централизация учета — сложная задача на стыке IT-департамента и бухгалтерии банка. IT-служба не готова менять сложившийся IT-ландшафт, построенный под интересы бизнеса. А бухгалтеры понимают, что нужно делать с точки зрения учета, но не могут однозначно сформулировать задачу для IT.

Даже если IT и бухгалтерия договорятся о том, что нужно делать, подобный проект по централизации учета, получаемого из большого количества разнородных систем, сопряжен с большими рисками. Вероятнее всего, потребуются изменения в различных бизнес-приложениях, что может повлечь непредсказуемые последствия и серьезные сбои в работе отдельных подразделений банка.

Принципы построения учетно-ориентированной архитектуры

Приступая к решению сложной системной задачи, необходимо вначале описать принципиальное устройство того, что мы хотим получить, — спроектировать так называемую информационную архитектуру. Для эффективного решения задачи централизации учета мы создаем особую IT-архитектуру — учетно-ориентированную.

Принимая во внимание все сложности, которые были описаны выше, и руководствуясь фундаментальным принципом врачей и консультантов — «Не навреди!», — мы сформулировали принципы построения учетно-ориентированной архитектуры.

  • Сохранение IT-ландшафта. Фокусировка на централизации учета не должна сказываться на основных функциях бизнес-приложений информационной системы банка.
  • Добавление (или выделение) особого компонента — Центральной учетной системы (Key Accounting System, KAS), которая будет выполнять функции централизации, контроля и координации учета. KAS служит хранилищем данных и носителем учетной политики банка.
  • Организация двустороннего взаимодействия KAS с бизнес-приложениями — «учетной связи». Она необходима для централизованного распространения учетной политики банка от KAS к бизнес-приложениям, а также для верификации учетных данных, которые поступают в KAS из различных IT-систем (рис. 1).


Рис. 1. Принципиальная схема и элементы учетно-ориентированной архитектуры

На первый взгляд может показаться, что предлагаемая архитектура очень проста. Это действительно так, если не принимать во внимание сложность ее реализации в условиях непрерывной работы банка. Способы построения учетно-ориентированной архитектуры на основе вышеперечисленных принципов могут быть различными. Далее мы расскажем о варианте, разработанном нашей компанией.

Наш метод создания учетно-ориентированной архитектуры

В основе нашего подхода к созданию учетно-ориентированной архитектуры лежит наша собственная технологическая платформа. Она была разработана специально для проектов по заказной разработке учетно-аналитических систем для крупных организаций, включая банки, и многократно использована на практике.

На базе этой технологии реализуется KAS, которая аккумулирует бухгалтерский, управленческий, налоговый и любые другие виды учета, обеспечивает их контроль и координацию, а также реализует механизм ведения учетной политики и ее распространения на связанные с KAS бизнес-приложения (рис. 2).


Рис. 2. Централизация различных видов учета с помощью KAS

Мы выстраиваем информационный обмен в разрезе учетных данных между KAS и бизнес-приложениями, следуя принципу сохранения сложившегося IT-ландшафта. Это означает, что все необходимые для полноты, контроля и координации учета данные из учетного слоя бизнес-приложений попадают в KAS. (Под учетным слоем понимается часть приложения, отвечающая за формирование учетных данных.) В случае если используется западная система, неспособная вести учет по российским правилам, мы внедряем специальное приложение — Универсальный учетный модуль (Universal Accounting Unit), который на основе получаемых из бизнес-приложений событий по бизнес-операциям ведет учет по требуемым правилам. Причем это решение универсально и индивидуально настраивается под каждое бизнес-приложение. А наша технология бережного внедрения обеспечивает «бесшовное» встраивание KAS в IT-ландшафт без нарушения связей между его частями.

Таким образом, описанная учетно-ориентированная архитектура объединяет все бизнес-приложения банка в единое учетное пространство.

Следует особо отметить, что описанный гибкий подход к построению архитектуры не ограничивает развитие IT-ландшафта банка — добавление новых IT-систем и вывод из эксплуатации устаревающих бизнес-приложений осуществляется в рабочем режиме. Это соответствует современному тренду использования best-of-breed бизнес-приложений.

Кроме того, учетно-ориентированная архитектура позволяет быстро реагировать на изменение правил учета благодаря тому, что KAS централизованно отслеживает выполнение требований внешних регуляторов и учетной политики самого банка.



Внимание! Эта статья была создана путем автоматического реплицирования из внутренней базы знаний компании Заказные Информ Системы. Любые правки этой статьи могут быть перезаписаны при следующем сеансе репликации. Если у вас есть серьезное замечание по тексту статьи, запишите его в раздел «discussion».