Сотрудники-долгожители: удача или головная боль?

Материал из CustisWiki
Перейти к: навигация, поиск

Руководитель службы персонала Евгения Удалова рассказала порталу E-xecutive.ru об особенностях работы с «корпоративными долгожителями». Ценят ли современные работодатели сотрудников-старожилов? Что дает работнику многолетняя преданность одной компании? Долгожители в отделе — надежная опора или головная боль для руководителя? Мы публикуем полный текст комментария Евгении.

Отношение к сотрудникам-долгожителям зависит как от компании, так и от самих сотрудников. На своем опыте я сталкивалась с двумя основными сценариями развития событий.

Сценарий первый, оптимистический

Этот вариант выигрышен для обеих сторон — и для компании, и для сотрудника-старожила.

Плюсы для компании

Сотрудник-старожил — носитель ценных экспертных знаний. Если ваш старожил — профессионал, который стал высококлассным специалистом именно у вас, то зачастую этот человек обладает неизмеримой и невосполнимой экспертизой в предметной области и отлично знает специфику работы компании. Он настоящий кладезь знаний обо всех нюансах создания продукта; о путях решения возникавших проблем и их последствиях; он хорошо знает рынок, конкурентов, вашу и их продукцию, чувствует потребности клиентов и т. д. Такие люди очень часто принимают наиболее верные решения, ориентируясь не на цифры и показатели, а на свою интуицию, и это очень ценное для компании качество.

Сотрудник с большим стажем работы — отличный наставник и коуч. Такие сотрудники могут быть отличными проводниками для новичков: они помогут освоиться на новом месте, разобраться со спецификой работы, наладить коммуникации внутри компании и т. д. Кроме того, самому старожилу эта роль может быть близка и интересна.

«Компанейский» старожил — носитель традиций и корпоративной культуры компании. Он знает, как все начиналось, как на рынок вывели новый продукт или выиграли конкурентную борьбу, как пережили кризис. Такие сотрудники — живое воплощение истории, духа компании, они просто незаменимы для трансляции корпоративной культуры новым специалистам. Ведь на любую тему можно вспомнить историю или байку, которая случилась с кем-то из компании и которая демонстрирует правильное отношение к событиям, принятые модели поведения или просто повествует об историях успеха компании или конкретных людей.

Плюсы для сотрудника

Главные плюсы для самого старожила — это, конечно, внимание к его персоне со стороны компании, демонстрация доверия и уважения, признание заслуг и ценности для компании.

Сценарий второй, пессимистический

Сотрудник-старожил — головная боль и проблема руководства. Причем признаков того, что с ситуацией надо разбираться, может быть несколько: никто не знает, чем этот сотрудник занимается, кому нужен результат его работы, к нему привыкли как к воздуху, он был здесь всегда; его постоянно переводят из подразделения в подразделение, где он подолгу не задерживается, на ваши вопросы о качестве/скорости его работы вам отвечают, что «это же Николай Иванович, который еще с нашим генеральным начинал в этой компании».

Самое сложное в этой ситуации — признать, что сотрудник-старожил перестал устраивать компанию как специалист. Ведь когда-то он был действительно нужен и ценен для компании, над оценкой его нынешней деятельности довлеют его прошлые достижения и успехи. Дальше остается только принять решение — либо компания с таким человеком расстается, либо считает трудоустройство этого сотрудника у себя частью программы социальной ответственности работодателей перед обществом.

Естественно, всегда есть причины, почему сотрудник «превратился в балласт», чаще всего в этом виноваты и компания, и сам человек, но этот вопрос выходит за рамки рассматриваемой темы.

Увольнение старожила. Если сотрудник ценный и в компании принято удерживать специалистов, то меры, которые могут быть направлены на его удержание, не будут существенно отличаться от тех, к которым прибегают в других подобных случаях. Если же инициатором увольнения старожила является сама организация, то возможны различные варианты щадящего расставания: выплата единовременной компенсации или поддерживающие выплаты в течение какого-то оговоренного периода времени (полгода, год); помощь в трудоустройстве; дополнительное обучение, чтобы специалист приобрел актуальные рыночные навыки, — то есть компания должна стараться «своих в беде не бросать».

Карьерный рост сотрудников-старожилов

Здесь все индивидуально, каждая компания следует своей стратегии работы с управленческими кадрами. Одна из них — как раз выращивание управленцев из уже работающих сотрудников, с позиций простых специалистов. Плюсы очевидны: прекрасное знание компании, рынка, специфики, налаженные внутренние и внешние взаимодействия, авторитет внутри компании и т. д. Подводные камни тоже есть, хотя они и менее очевидны, — компания, руководство которой полностью сформировано из внутреннего резерва, лишает себя возможности привнесения извне другого опыта и альтернативных подходов к управлению. Именно по этой причине современные компании ищут баланс между использованием внутреннего кадрового резерва и привлечением внешнего.

Подводя итоги рассуждений по вопросу «являются ли сотрудники-старожилы проблемой или ценным явлением в компании», мы возвращаемся к началу разговора — многое зависит как от самого человека, так и от компании. Если старожил занимает активную позицию, не останавливается на достигнутом и профессионально развивается, не теряет внутренний «запал», полагая, что лавры успеха будут с ним всегда, то вряд ли с ним будут какие-то проблемы. Такие специалисты нужны любой компании. На старожила в отделе всегда может опереться новый руководитель, сделав из него союзника и используя его знания и опыт для достижения целей подразделения.

В своих рассуждениях я умышленно обхожу проблемную тему, когда старожил не просто рядовой сотрудник организации, а «политический ставленник». Для такой ситуации нет универсальных рецептов, но всегда можно найти решение и минимизировать бесполезные (а возможно, и вредные) действия сотрудника или сосредоточиться на плюсах и делать ставку уже на них.


Любые правки этой статьи будут перезаписаны при следующем сеансе репликации. Если у вас есть серьезное замечание по тексту статьи, запишите его в раздел «discussion».

Репликация: База Знаний «Заказных Информ Систем» → «Сотрудники-долгожители: удача или головная боль?»