Инна Паламарчук, ведущий юрист, рассказала газете «эж-Юрист» о том, какие нормы на сегодняшний день регулируют оценку условий труда и порядок подачи декларации соответствия этих условий требованиям законодательства. Какие работодатели обязаны проводить специальную оценку труда на рабочих местах? В каких случаях проверка может быть проведена во внеплановом порядке? В чем состоят ключевые особенности процедуры по подаче декларации? Об этом — в материале «Стандарты для труда» в бумажной версии издания.

8 июня 2014 года начал действовать Приказ Минтруда России от 07.02.2014 № 80 н «О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда», принятый во исполнение вступившего в силу с 1 января 2014 года Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Закон). Законодательство об охране труда предусматривает проведение оценки условий труда, предоставление гарантий и компенсаций, отражение в содержании трудового договора информации об условиях труда, а также о гарантиях и компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда (см. Федеральный закон от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда»). С 8 июня 2014 года регламентирован и порядок декларирования соответствия условий труда.

Согласно ст. 7 Закона, результаты специальной оценки условий труда применяются для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, а также для установления дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР, расчета надбавок (скидок) к тарифу взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий охраны труда.

Для начала необходимо определить, какие работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда и кто из них может подать декларацию соответствия. Дело в том, что до вступления в силу Закона существовали отдельные процедуры оценки труда на рабочих местах с вредными и опасными условиями труда: аттестация рабочих мест, специальная оценка условий труда, государственная экспертиза условий труда. Теперь же все регулируется едиными нормами, которые закрепляют возможность не проводить специальную оценку условий труда лишь в нескольких случаях: если нет работников (поскольку обязанность возлагается на работодателя), если работники есть, но они надомники или работают дистанционно, и если после аттестации рабочих мест не прошло пяти лет (ч. 4 ст. 27 Закона). Таким образом, если аттестация была проведена до 1 января 2014 года, «изменить» ее результаты можно только путем проведения специальной оценки, а до проведения таковой необходимо предоставлять гарантии и компенсации, требуемые по результатам аттестации.

Ст. 17 Закона предусмотрен перечень случаев, когда специальная оценка должна проводиться во внеплановом порядке. Порядок проведения оценки и подготовительные мероприятия прописаны в Законе. Самым простым сценарием является ситуация, когда вредные и опасные факторы на рабочем месте не идентифицированы, а условия труда признаны комиссией, состоящей из представителей работодателя и организации, имеющей право проводить специальную оценку, допустимыми. В таком случае работодатель должен подать в территориальное отделение ГИТ декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Такая декларация действительна в течение пяти лет за исключением отдельных ситуаций — если произошел несчастный случай на производстве или было выявлено профзаболевание. Если же в течение пяти лет с работниками ничего не случится, то срок действия декларации продлевается еще на пять лет (ст. 11 Закона). Декларация подается работодателем в срок не позднее 30 рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки в государственную инспекцию труда (и может быть также направлена в форме электронного документа) в отношении рабочих мест, то есть возможна ситуация, при которой декларация будет подана только в отношении отдельных рабочих мест, условия труда на которых не являются вредными или опасными. Сведения о декларации вносятся в реестр в течение 15 рабочих дней со дня поступления декларации. По истечении срока действия декларации в случае отсутствия несчастных случаев или выявления профессиональных заболеваний срок действия декларации продлевается на следующие пять лет. В случае же обнаружения вредных или опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям и измерениям, формируется комиссия для их оценки исходя из государственных нормативных требований охраны труда.

Подача декларации соответствия — лишь одна из обязанностей работодателя. Основные вопросы и проблемы связаны именно с гарантиями и компенсациями лицам, занятым на работах во вредных и (или) опасных условиях труда. Очевидно, государство серьезно подошло к этому вопросу и стоит ожидать новых подходов к регулированию данной сферы (в том числе в связи с обязанностями работодателей по пенсионному обеспечению таких работников). К примеру, недавно стало известно о законопроекте, целью которого является закрепление обязанности индивидуальных предпринимателей, прекращающих свою деятельность, предоставить в архив всю информацию о зарплатах и стаже своего персонала. Предлагаемые меры должны усилить пенсионные гарантии для тех, кто работает на опасных и вредных производствах, а также в условиях Крайнего Севера. Подводя итоги, стоит отметить, что всем работодателям необходимо тщательно следить за изменениями в законодательстве, чтобы не упустить значимые изменения.