Цифровизация экономики
В журнале «БИТ. Бизнес & Информационные технологии» опубликован опрос, посвященный понятию «цифровизация». Комментарий для материала дал Сергей Тихомиров, наш первый заместитель генерального директора. Что такое цифровая экономика и чем ее модель отличается от традиционной? Какие факторы делают компанию цифровой? Какие отрасли лучше всего поддаются цифровизации? Об этом — в материале «Цифровизация экономики» на сайте издания.
Многие понимают под цифровизацией повышение уровня автоматизации процессов. В моем представлении цифровизация — перенос в электронное пространство различных категорий, объектов и процессов, таких как спрос и предложение, документооборот, различные модели управления, товары, услуги и прочее. Если ориентироваться на это определение, очень немногие компании можно отнести к цифровым или даже стремящимся к цифровизации. Самые наглядные примеры подобных компаний — Uber и Alibaba. Покупка товаров и услуг в них осуществляется при помощи виртуальной платформы, которая замыкает на себе компанию-продавца или поставщика услуг и конечного потребителя.
Еще одно определение цифровизации, которое мне кажется вполне обоснованным, — переход к производству без использования человеческого труда. Среди немногочисленных примеров можно отметить идею беспилотных такси.
Дальнейшая цифровизация экономики — это просто вопрос времени. Бесспорно, такой процесс положительно влияет на экономику: находится и отслеживается большое количество цепочек между поставщиками и потребителями, формируются новые типы услуг, уменьшаются финансовые издержки компаний.
Побочным явлением становится сокращение количества рабочих мест. С этой проблемой уже столкнулись США, где цифровизация наиболее развита. Многие годы производство из США выводилось на территории других стран, а внутри самого государства централизовалась научно-исследовательская и проектная деятельность. Итогом стали безработица и банкротство целых городов, таких как Детройт. На примере США видно, что, хотя процесс цифровизации экономики не остановить, сложно предугадать социальные последствия его развития.
Специалистам, которые хотят оставаться востребованными в этой стремительно меняющейся реальности, придется обладать главными для цифрового мира компетенциями — способностью гибко мыслить, уметь принимать и воплощать в жизнь новое.