Time Management для программиста (Михаил Гедзберг, ADD-2011)

Материал из CustisWiki
(перенаправлено с «1c4-time-management-for-programmer-gedzberg»)
Перейти к: навигация, поиск

Аннотация

Докладчик
Михаил Гедзберг

Поднимаясь вверх по карьерной лестнице: от простого разработчика к руководителю проектов (и выше), пропорционально растут объем и сложность задач, за которые необходимо отвечать перед своим руководством. Для получения отличных результатов следует повышать качество своей работы и своих сотрудников. Основной принцип заключается не в том, чтобы постоянно спешить или находиться на работе по 12 часов, а в правильной расстановке приоритетов, своевременности исполнения задач, умении координировать свои и чужие ресурсы, уменьшении количества бездумной работы.

Своевременность и точность приложения усилий и есть Time Management.

В докладе будут обсуждены моменты и показаны практические примеры, позволяющие стать более эффективным на работе, а значит расширить карьерные возможности и быть в гармонии с личной жизнью.

Видео

Скачать
http://ftp.linux.kiev.ua/pub/conference/peers/addconf/2011/1c4-time-management-for-programmer-gedzberg.avs.avi



Для этого доклада нужен подкаст (аудиозапись)?

  •  Да, многое понятно и без видео части, есть смысл его прослушать.
  •  Нет, аудиозапись бесполезна (не понять без видео или вообще мало смысла в докладе).


Примечания и отзывы

Доклад был про управление проектов менеджером. В целом — правильные, понятные и известные вещи. Известные — мне, из различных книг по организации разработки.

  • Не перебрасывайте между задачами. И не беспокойте — если сказал 2 дня — не дергайте внутри, но на стендап-митинге — слушайте как дела, сопоставляйте с планами.
  • Работайте с приоритетами. Люди часто делают то, что интересно, а не важно. В том числе внутри задачи. Не используйте сразу новый фреймворк в продакшн.
  • Проактивность. Не ждите проблемы, кризиса, а интересуйтесь. Например, когда будет следующая версия у соседней команды.
  • Декомпозиция, мелкие задачи — чтобы перекидывать оперативно.
  • Упущенное время — невосполнимо.
  • Фокус на результате. Пример. Попросил позвонить, узнать — результат в том, что дозвонился, а не раз позвонил и забыл.
  • И так далее…

Единственное — они находятся в противоречии с современными трендами по самоорганизации команд, автономности и творческому подходу разработчиков, но это — каждый выбирает для себя. Более того, я примерно представляю, где работает такой подход — он позволяет делать проекты силами не очень квалифицированных, начинающих исполнителей, которые при этом учатся. Но получив опыт те, кто не станут менеджерами — уйдут. А еще стиль доклада — авторитарно-директивный. Делайте так! А когда в этом стиле излагаются даже правильные вещи — они вызывают отторжение, увы! Потому что это такое зомбирование идеологическое, хоть и правильное. Я немного послушал и ушел.

Менеджер проектов из Luxoft рассказывал про свой опыт эффективного управления временем.

Проблемы (Challenges)
  1. Разноплановые работы
  2. Работа под давлением
  3. Ограниченность человеческих возможностей
  4. Непредвиденные задачи
  5. Большие задачи, к которым тяжело подступиться
  6. Нелюбимые вещи (которыми приходиться заниматься)
Пожиратели времени
  1. Болтовня (устная и письменная)
  2. Отсутствие краткосрочного планирования
  3. Неточные цели (нет чёткой постановки задачи)
  4. Много почты
  5. Митинги
  6. Рутина
  7. Синдром откладывания
Принципы эффективной работы
  1. Быть в потоке
  2. Расставлять приоритеты
  3. Быть проактивным — видеть потенциальные проблемы и устранять их до проявления
  4. Декомпозировать задачи
  5. Закладываться на неизвестное:
    1. Иметь буфер по времени
    2. Иметь буфер по ресурсам
  6. Фокусироваться на результате
  7. Анализ и ревью своей работы
    1. Что я сделал сегодня
    2. Что я мог сделать лучше

Советы:

  1. Электронная почта
    1. По возможности, прочитывать сразу
    2. По возможности, отвечать сразу
      Неотвеченное письмо — это Waste, вполне в духе Lean
    3. Читать всё
    4. Сортировать почту
    5. Сразу проверять присланную информацию (например, гиперссылки)
    6. Помечать письма как задачи
    7. Заполнять Out of Office
    8. Заполнять подпись в Outlook
      1. Должность
      2. Контакты
  1. Телефон
    1. Не бояться позвонить
    2. Составлять план обсуждения перед тем как звонить (Write before you speak)
    3. Записывать результаты обсуждений (Write after you speak)
    4. Ограничивать во времени
    5. Поддерживать личные контакты, хотя бы иногда звоня по телефону


  1. Задачи
    1. Должны быть S.M.A.R.T:
      1. Конкретны
      2. Измеримы
      3. Достижимы
      4. Актуальны
      5. Ограничены во времени
    2. При планировании должен быть буфер времени или ресурсов
    3. При делегировании исполнения, ответственность не делегируется
    4. Должен быть один ответственный за задачу
    5. Использовать напоминалки
  1. Планы
    1. Реалистичность
    2. Включение рисков
    3. Не держать только в голове — записывать. Иметь при себе блокнот
    4. Показывать планы другим (share plan) Note.svg В тут я как раз вспомнил Блог:TechEvol/2011-05-06_TechEvol,_quo_vadis?
    5. Регулярно обновлять планы
  1. Личностное развитие
    1. Не бояться говорить «нет»
    2. Не быть ленивыми, скучными — делиться с коллегами новинками
    3. Не останавливаться в образовании
    4. Постоянно практиковаться в навыках
    5. Обучать других
    6. Гармония (семьи и работы)

Пошёл на доклад, полагая, что будет доклад о персональном time-management-е. Однако, докладчик рассказал об управлении рабочим временем с позиции менеджера. По докладу показалось, что автор придерживается авторитарного стиля управления. Часть обозначенных проблем и их решений банальны, тем не менее, есть интересные мысли/советы.

Проблемы:

  1. Разноплановые работы
  2. Работа под давлением
  3. Ограниченность человеческих возможностей
  4. Непредвиденные задачи
  5. Тяжёлые задачи
  6. Нелюбимые вещи (которыми приходиться заниматься)

Пожиратели времени:

  1. Болтовня (устная и письменная)
  2. Отсутствие краткосрочного планирования
  3. Неточные цели (нет чёткой постановки задачи)
  4. Много почты
  5. Митинги
  6. Рутина
  7. Синдром откладывания

Принципы эффективной работы:

  1. Быть в потоке
  2. Расставлять приоритеты
  3. Быть проактивным — видеть потенциальные проблемы и устранять их до проявления
  4. Декомпозировать задачи
  5. Ожидать форс-мажора
  6. Фокусироваться на результате
  7. Анализ и ревью своей работы

Советы:

  1. Email
    1. Сразу отвечать
    2. Читать всё
    3. Сортировать почту
    4. Проверять присланную информацию
    5. Помечать письма как задачи
    6. Заполнять Out of Office
    7. Представляться в письме
  2. Телефон
    1. Не бояться позвонить
    2. Думать, прежде чем звонить
    3. Записывать результаты обсуждений
    4. Ограничивать во времени
    5. Поддерживать телефонные контакты
  3. Задачи
    1. Должны быть прогнозируемы, выполнимы и т. п.
    2. При планировании должен быть буфер времени или ресурсов
    3. При делегировании исполнения ответственность не делегируется(?)
      Игорь Беспальчук Имеется в виду, что, делегируя, с себя ты ответственность не снимаешь.
    4. Должен быть один ответственный за задачу
    5. Использовать напоминалки
  4. Планы
    1. Реалистичность
    2. Включение рисков
    3. Не держать только в голове — записывать
    4. Показывать планы другим (share plan)
    5. Регулярно обновлять
  5. Личностное развитие
    1. Не бояться говорить «нет»
    2. Не быть ленивыми, скучными — делиться с коллегами новинками
    3. Не останавливаться в образовании
    4. Постоянно практиковаться в навыках
    5. Обучать других
    6. Гармония (семьи и работы)

Неплохой доклад, несмотря на несколько скучные слайды, вызвал большой интерес, продлился дольше запланированного — народ не уходил с доклада на обед (доклад я смотрел в записи, хотя лично часто забегал, и даже попал в кадр). Ведь тема для всех больная, и, имхо, вечная.

Тут был микс и из классических идей («Getting Things Done», «S.M.A.R.T»), и собственный опыт, включая опыт распределенной работы, и собственные маленькие изобретения.

Расскажу лично, что вызвало у меня некий личный протест.

Например, докладчик напирал на преимущество телефонного общения. Оно де и надежней почты, и интерактивней, и дескать, нет проблем с прерыванием — ведь если ты занят, то можешь сказать, чтобы тебе перезвонили. Наверно, звонящему действительно кажется так. Возможно, я какое-то исключение. Но блин. Как я ненавижу телефонные звонки! У меня огромный входной информационный поток, там же и задачи — и телефонный звонок одно из самых неэффективных средств их постановки. Пока я пойму, кто это и что от меня хотят (ничего критичного ведь нельзя сформулировать — ни коды ошибок, ни URLы, ничего), в любом случае эти потеря минуты минимум, плюс вышибание из контекста, плюс это хак — взлом правил, договоренностей и приоритетов, что подло по отношению не только ко мне, но и к тем, кто не злоупотребляет телефоном. Телефон нужен и полезен, и именно как средство прерывания, но использовать его надо только в крайних случаях. Либо как средство интерактива, когда обе стороны ждут его и готовы — совещание, срочное обсуждение проблемы (особенно уточнение), и т. п. Но говорить «телефон лучше email» — это перебор. И о! После оды телефону, был дан совет «записывать содержание разговора». Так не проще ли сразу пользоваться почтой-трекерами и т. п.? Кстати, Вася Маслов этот парадокс отметил сразу.

Еще напрягающий момент — менторская пропаганда «при рулении нужно обязательно, чтобы поставленные вами цели удовлетворяли критериям S.M.A.R.T». Угу, очередное «лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным» + «а мужики-то не знают». Вся эта глубокая рефлексия и воображаемая точность при постановке задач офигенно дорога! И (самый главный секрет всего Agile) — часто нафиг не нужна. Часто управление — это как руление штурвалом катера — коррекция без глубокой рефлексии. И время реакции гораздо критичней попытки сделать точную постановку. Вспоминается (из курса военной кафедры) различие уставов американского и советского танкового боя. Кратко: если советская колонна танков замечает вдали противника — то производится 100500 мероприятий, от окапывания до глубокой разведки, чтобы решить → нападать или прятаться. Американская — просто вступает в бой, а там видно будет. Все эти «инвестиции в тактическую разведку-оценку» скорее всего будут бессмысленной потерей времени. И в ту же тему вечноактуальный Пелевин: Находясь в жопе, ты можешь сделать две вещи. Во-первых — постараться понять, почему ты в ней находишься. Во-вторых — вылезти оттуда. Ошибка отдельных людей и целых народов в том, что они думают, будто эти два действия как-то связаны между собой. А это не так. И вылезти из жопы гораздо проще, чем понять, почему ты в ней находишься. ©

Докладчик был явно мастер Outlook, и рассказал о своих регламентах обработки почты, по сути, рассказ «Сделай сам Task tracker, используя только почту». Это с одной стороны изобретательно, но с другой — это же фантастически ненадежно, вместо стандартных (для всех!) правил работы с тасктрекером, где всегда видны и ответственные и состояния задач, и реакция и практически невозможно ничего потерять — просто правила руления почтой. И мне показался очень сомнительным кейс «Павлик Морозов», которым поделился докладчик — когда он на демонстрации, в режиме просмотра экрана чужого компьютера увидел кучу непросмотренных писем в Outlooke коллеги, то он заскриншотил сей факт и послал это начальству (последствия не заставили себя ждать). Хотя это конечно нехорошо, вроде как с письмо нужно хотя бы ознакомится, чтобы в духе GTD ответить сходу или определить его в очередь, мне это как-то не понравилось (даже вне моральных аспектов) — ведь эта разовая порка приведет к тому, что шарить экран больше не будут, а дела «зашитые в письмах» будут также терятся. Да и мир не крутится вокруг почты! Наоборот, почта — это всего лишь один, причем из не самых удобных транспортов — там, где нельзя например, читать последовательный «информационный поток» скроллируя мышью, нужно «залезать и распечатывать» каждое отдельное письмо (в этом и популярность «систем сообщений» всех социальных сетей). Лично я, например, редко читаю письма из task-трекера, потому что читаю RSS-поток изменений → это сильно эффективней. Так вот — самое важное, что меня беспокоило, то, что тут описали "что делать менеджеру, который попал на «УстьМормышкинский завод», где есть только почта и надо организовывать как-то взаимодействие. Или даже хуже — распределенная команда из пожилых людей, с трудом освоивших почту, и нет времени их обучить пользоваться чем-то еще. Но тут же продвинутая и огромная компания разработчиков! Где удобные централизованные корпоративные инструменты (минимум — task tracker)? Стоп, ведь это как раз компания, которая продвигает LuxProject (добротные Jira+Confluence+по мелочи)! Ничего, кроме странной фразы («есть инструменты-багтрекеры, которые позволяют логгировать SCRUM-митинги»). Я остался в недоумении — вопросов этих задать не мог, ведь смотрел доклад в записи… Кстати, окончательно на эту тему я удивился на докладе еще одного менеджера из Luxofta, и как выяснилось, менеджера проекта luxproject → KISS or my own time-management best practice (Антон Зотин, Stratoplan World, 2011-05-17)...

Рассказ о правилах организации Out-of-Office (перенаправление почты в отпуске, автоответчики), тоже как-то удивили, ибо у нас например, есть и

  • централизованная система регистрации планируемого и реального присутствия
  • да и отсутствие в офисе сейчас, в третьем тысячелетии → не является чем-то исключительным, есть VPN-доступ, можно работать удаленно, из дома, от заказчика, и даже из отпуска (или совмещая).

Впрочем, рассказ все равно вызвал у меня несколько свежих идей по улучшению нашего стека коммуникационных инструментов.



Любые правки этой статьи будут перезаписаны при следующем сеансе репликации. Если у вас есть серьезное замечание по тексту статьи, запишите его в раздел «discussion».

Репликация: База Знаний «Заказных Информ Систем» → «Time Management для программиста (Михаил Гедзберг, ADD-2011)»