Персональные инструменты
 

AgileDays-2009 (Technical excelence) — различия между версиями

Материал из CustisWiki

Перейти к: навигация, поиск
м (8-битный Scrum)
м (1 версия)
(нет различий)

Версия 04:00, 6 января 2010

Представляем краткий отчет и обзор докладов, прошедших на третьем, техническом треке «Technical excelence» конференции AgileDays.ru.

Note.svg Вообще, мы (Стас Фомин и Андрей Бибичев) осуществляли организационно-техническую поддержку докладов в секции «Technical excelence», в частности, мы сняли и публикуем обработанное видео. Сделали что смогли — цветокоррекция, темпоральная фильтрация шумов, усиление границ (для большей читаемости слайдов), в звуке — нормализация и динамическая компрессия. Некоторую реверберацию (эхо), увы, убрать не удалось (уж очень это трудоемко), сорри.

Видео публикуем и в виде флешвидео (640x512) и отдельно можно скачать видео в оригинальном качестве (720x576). Мы специально оставили изображение слегка вытянутым — и максимум площади из максимально возможного квадрата 640x640 используется, и буквы читаются легче, и люди стройней и симпатичней). Для пары докладов «лекционного» типа, не сильно зависящих от слайдов, мы сделали и аудиоподкасты.

Caution.svg Да, если судить о докладах третьего трека по оперативным отзывам в микроблогах, то отзывов о докладах с остальных треках больше, но это не потому, что доклады тут были самые унылые — просто организованный бесплатный WiFi не добивал до третьего этажа, где проходил трек «Technical excelence», а писать отзывы с мобильников все-таки у нас не так много энтузиастов. К тому же, отзывы в твиттер о конференции, на уже выходят из моды, см. Совет № 3.

Обзор Agile

Докладчик
Никита Филиппов (ScrumTrek)

Какая конференция Agile без основного доклада по методологиям? Этот доклад будет отправной точкой для тех, кто пришел послушать об Agile, кто планирует внедрять Agile в своем проекте или организации, или для тех, кто хочет сравнить свои способы работы с лучшими практиками индустрии. Главной целью моего доклада является достижение понимания всех участников конференции, что такое Agile.

На этом докладе мы рассмотрим:

  • Плюсы и минусы других процессных подходов: Waterfall, Code & Fix.
  • Принципы Agile: Anti-code & fix, Anti-Waterfall
  • Практики Scrum
  • Чем можно улучшить Scrum?


Это собственно изложение азов ценностей и практик Agile-движения и SCRUM-а в частности, и несмотря на азбучный уровень, доклад оказался весьма полезным. Ведь с одной стороны, на конференции с названием AgileDays, да еще проводящейся не в первый раз, да еще и по теме, которой вроде как уже несколько лет общеизвестна в индустрии, можно было бы ждать, что «все в теме», и «буквари» вроде как издевательство над аудиторией. Но судя по вопросам, в зале было полно людей из параллельных вселенных «мира Дилберта и роговолосых», так что этот доклад оказался незря.

Так что если вы «в теме» — то, скорее всего, ничего нового их этого доклада вы не узнаете. А вдруг слова «Agile» и «SCRUM» незнакомы (или знакомы, но в сомнительном изложении типа «слышал я Карузо…, Рабинович вчера напел…») — то посмотрите или послушайте. «Послушайте» — в смысле эту лекцию можно слушать даже без слайдов — мы выложили подкаст:

Обзор Feature-Driven Development и Domain-Driven Design

Докладчик
Андрей Бибичев (CustIS)

Эрик Эванс (Eric Evans) в своей книге о Domain-Driven Design (DDD) пишет: «Software development is all design» (Разработка ПО — это всецело дизайн/проектирование). И правда: ведь сборка ПО целиком автоматизируется и не требует ощутимых усилий со стороны проектной команды.

И что же в Agile есть на тему дизайна/проектирования? Scrum об этом молчит. В eXtreme Programming (XP) есть такие практики, как Test-Driven Development (TDD) и Refactoring, но они работают, скорее, на уровне дизайна отдельных классов и их имплементации («микро-дизайн»). А как же быть с архитектурой и «макро-дизайном»?!

«Лучшие собаководы» (гуру архитектуры и проектирования) рекомендуют сочетать проектирование сверху-вниз и реализацию снизу-вверх, то есть макро- и микро- дизайны. Agile-процесс под названием Feature-Driven Development (FDD) как раз базируется на таком подходе. В докладе дается краткое описание как самого процесса, так и его истории. Проводятся параллели с XP и Scrum, дается анализ сильных и слабых сторон, а также области применимости.

Казалось бы, причем здесь Domain-Driven Design (DDD)? В FDD краеугольным камнем является модель предметной области (Domain Model). В DDD — тоже. Но если FDD — это прежде всего процесс, то DDD является подходом к проектированию и реализации, причем этот подход замечательно сочетается с любым Agile-процессом. Кроме того, в DDD много внимания уделено «сшивке» макро- и микро- дизайнов: описаны общие принципы имплементации модели в программном коде, приводятся готовые образцы (patterns) реализации.

Если вы исповедуете Agile-подход к разработке и не используете хотя бы элементы DDD — вы многое теряете и сильно рискуете. Если же вы только присматриваетесь к Agile и пока полны скепсиса, так как в изученных вами материалах по этой теме полно белых пятен, то данный доклад тоже может быть полезен.



Андрей убеждал не останавливаться на тупом, «карго-культовом», внедрении SCRUM-практик, уподобляясь кальсонным гномам, а обязательно развивать архитектурные практики, такие как Domain-driven design и Feature Driven Development, настаивая, что для достаточно большого проекта (от 20 человеко-лет) это не «модное дополнение к SCRUM», а именно необходимый ингридиент.

В целом, аудитория была в теме — достаточно заметить, что на конференции был десант из Нижегородского Интела, где ребята выступали с близким по теме докладом #TDD + DDD + MVP + GoF + PoEAA= Love!, так что четверть часа после доклада шла дискуссия (есть на видео), на темы:

  • Как избежать анемии доменной модели и бизнес-логики — классически инкапсулировать бизнес-логику в объекты или выносить ее на сервисный слой?
  • Как должны соотноситься уровень Infrostructure и Domain? Должен ли Domain классически использовать Infrostructure (возможно разделяемую на несколько проектов с разными предметными областями), или, в соответствии с новыми веяниями использовать паттерны «Inversion of Control/Dependency Injection», и Domain ничего не должен знать о Infrostructure, что несколько необычно, но должно давать большой буст при тестировании (можно разгонять тесты, mockiруя тяжелый инфраструктурный слой).
  • Оправдано ли экономически, играть во все игры с модными паттернами и практиками — понятно, что все это ради качества, но какой ценой? Может это могут позволить себе только очень богатые компании, для inhouse-разработки, или крупные компании для продуктов с огромными тиражами, но ведь в обычной заказной разработке дилемму «скорость-качество», невыгодно радикально решать в пользу последней.

Дискуссия также продолжилась и в онлайне. Присоединяйтесь к ней, если есть конструктивные замечания.

Увидеть лес за деревьями

Докладчик
Стас Фомин (CustIS)

При грамотном процессе разработки, с применением средств групповой работы, таких, как трекеры задач, вики-системы и системы контроля версий, накапливается огромная история коллективного взаимодействия команды. Теоретически, из этой истории можно извлечь много полезной информации — кто, как и где (в каких областях) выкладывался, кто с кем, и в каких темах взаимодействовал, и в частности — достаточно ли было Agile-кроссфункциональности, где были проблемные области и т. п.

Однако на практике возникает проблема — как быстро и эффективно исследовать этот пласт информации?

  • Читать логи переписки и коммиты в VCS? То есть разрабатывать «шахту знаний» киркой и мотыгой? Бродить по лесу и считать деревья?
  • Посчитать метрики? Ненавистные SLOC и иже с ними? В зависимости от глубины детализации можно получить:
    • либо пару унылых метрик («KSLOCs в месяц на сферического разработчика в вакууме», то есть в нашей метафоре максимум — «площадь лесного массива»),
    • либо многостраничные Excel-dashboardы, заполненные мириадами цифр, в которых почти также бессмысленно лезть человеку, если он не профессор Чарли Эппс из сериала Numb3rs с его верными суперкомпьютерами и волшебными алгоритмами DataMining-a.

Что же делать?

Есть альтернативный способ «увидеть лес за деревьями» и при этом выжать краткую информацию по процессу — Визуализация.

Итак,

  • Мы покажем модель визуализации коллективной разработки ПО.
  • Представим portable-фреймворк для такого исследования, адаптированный для максимальной простоты использования — все работает из коробки, просто скормите ему вашу историю.
  • На выходе — музыкальные ролики визуализации! Их можно смотреть как с исследовательскими целями, так и для удовольствия, радуя себя, команду, и, возможно, приманивая новых сотрудников.
  • PROFIT! Фреймворк раздадим всем бесплатно, и никто не уйдет обиженным!


Собственно, все, о чем был доклад, мы выложили в open-source, и все это можно свободно и быстро попробовать (скачать и запустить на любом проекте — работает из коробки) — ShowTeamWork.

Внедрение Agile

Докладчик
Павел Афанасенко

Вы узнали про Agile и загорелись — захотели внедрить у себя в команде. Но как это сделать — ваша ситуация не совсем похожа (а иногда и совсем не похожа) на ту, которую описывают в своих статьях и презентациях евангелисты Agile движения. Как преодолеть сомнения? Как начать? Как избежать ошибок на непростом пути внедрения Agile и придти к успешному результату?

Я внедряю Agile вот уже на протяжении 7 лет в командах и организациях разного калибра, находясь при этом на разных ролях: рядового разработчика, тимлида, приглашенного консультанта и менеджера проекта. Независимо от бизнеса компании, разрабатываемого продукта, размера команды, роли адепта Agile в команде и массы других факторов, внедрение Agile происходит по одному общему сценарию, проходит определенные этапы. На пути внедрения возникают типичные ловушки, в которые можно попасть и увязнуть, и уже наработаны методики выявления и преодоления таких ловушек. Этому и посвящен мой доклад.



Докладчик — известный консультант по вопросам внедрения Agile-практик (SCRUM, eXtreme programming,…), рассказал о нетривиальных проблемах реального внедрения этих практик. Кстати, эту лекцию тоже можно вполне прослушать в отрыве от слайдов:

8-битный Scrum

Докладчик
Алексей Омельянчук (Сигма-ИС)

Можно ли использовать гибкие методологии на предприятиях по производству микроконтроллерных устройств? Оказывается, можно!

Представьте, что разработка включает в себя не только написание ПО, но и создание аппаратной платформы, на которой оно будет исполнятся. Более того, процессоры преимущественно используются 8-разрядные, а языки разработки — ассемблер и «чистый» С. Как использовать в этом случае Scrum?

Автор доклада обобщит свой опыт внедрения Agile в трех различных компаниях:

  • крупное предприятие-интегратор, основная деятельность — строительно-монтажные работы, немного разработки и совсем мало производства.
  • массовый контрактный производитель электроники, очень много производства и совсем чуть-чуть своей разработки.
  • предприятие-разработчик и среднетиражный производитель электроники.

Для всех 3-х предприятий характерна выраженная специализация разработчиков, необходимость синхронизации разработки аппаратной и программной части и «размазанный» по нескольким командам Product Owner.

Автор расскажет о том, что сработало, а что не получилось и о том, как помогло применение отдельных методов Lean Development и максимальный упор на раннюю полномасштабную демонстрацию.


Обычно, при словах SCRUM всплывает некоторый стереотип — программисты пишут заказной софт (информационная система, скорее всего с вебинтерфейсом) на основе мощных библиотек и фреймворков, легко удовлетворяя метания бизнес-пользователей за счет заложенной гибкости архитектуры, наслаждаются кроссфункциональностью (в смысле смеются, когда дизайном занимается хардкодер, но в целом все ОК), с энтузиазмом играют во все developers games (ибо в РФ, программист — пока профессия молодых).

А что если нет не то, что лишних пары гигабайт для вечноголодной Жавы, а вообще, есть только 512байт ПЗУ и 32 байт ОЗУ? А если рабочий стол программиста занят не тремя 24" мониторами, а тестерами (в смысле приборами, а не девушками), осциллографами и паяльником? Если специалисты настолько матерые и узкие, что о кроссфункциональности не может быть и речи, а из-за их возраста «standup meetings» приходится отказать?

По опыту докладчика (на основе работы в трех различных производствах, связанных с микроэлектроникой), в таких условиях SCRUM постепенно мигрирует к Lean-практикам, типа Kanban, но некоторые практики SCRUM сохраняют свою ценность в любых условиях.

Например, частые демонстрации. Интересно, судя по вопросам, в зале были специалисты из микроэлектронной индустрии, и на их жалобы вида «Как делать регулярное демо (нового прибора), если поставщик только через квартал сможет дать нужную деталь (индикатор)» — докладчик парировал — «Стыдитесь! Для демонстраций и тестирования используйте mock-объекты подключите обычный компьютер с симулятором».

ОО дизайн: SOLID принципы

Докладчик
Дмитрий Кандалов (Deutsche Bank)

В этом докладе я расскажу о SOLID принципах ООП описанных Робертом Мартином (Robert C. Martin) в книге «Быстрая разработка ПО: принципы, паттерны, практики» (Agile Principles, Patterns, and Practices) и что они означают в реальной жизни. Некоторые из этих принципов широко известны в других формах, некоторые очевидны. Но их интерпретация Робертом Мартином одна из лучших и может быть очень полезна для программистов использующих ОО языки.


Докладчик рассказал о наборе принципов софтверного проектирования, скрывающихся за акронимом SOLID:

MS Team System vs IBM Rational Jazz: лучший инструмент разработчика

Докладчики
Евгений Злобин (Microsoft) и Тимур Маркунин (IBM)


TDD + DDD + MVP + GoF + PoEAA= Love!

Докладчик
Антон Бевзюк (Intel)

Наша команда имеет более чем 6-летний опыт использования гибких методологий.

За это время мы разработали десятки бизнес-приложений. Мы используем передовые практики (Scrum, XP, Kanban) и шаблоны (GoF, PoEAA), доказавшие свою эффективность.

Мы расскажем о том, как мы «поженили» все это разнообразие в одном финансовом приложении. Это приложение спроектировано по Domain-Driven Design (DDD), разработка ведется в строгом следовании парному программированию. Test-Driven Development (TDD) обеспечивает 100 %ное покрытие тестами бизнес-логики, а применение шаблонов MVP и Model-View-Viewmodel позволяет протестировать презентационную логику unit-тестами без применения внешних инструментов для тестирования интерфейса.

Построенная доменная модель постоянно эволюционирует в соответствии с растущими и постоянно изменяющимися требованиями. Нам удалось добиться того, что изменения в коде проходят сравнительно легко из за гибкой, приспособленной к изменениям архитектуры и дизайна приложения. Это достигается за счет использования множества шаблонов проектирования (GoF, PoEAA, DDD).

Отличительной особенностью нашего кода является то, что он вообще не содержит комментариев без ущерба для понимания. Код самодокументирующийся. Мы активно используем DSL для упрощения написания тестов. К настоящему моменту система содержит 4500+ тестов, которые выполняются не более 1 минуты.

Наш доклад раскрывает ряд best practices в области программной инженерии, например:

  • Автоматизированный деплоймент (на развертывание приложения уходит около 10 минут, делается это одним кликом).
  • Специализированные парные станции
  • Совместное использование всех практик XP (синергетический эффект)
  • Kaizen (постоянный пересмотр как процесса разработки, так и самого кода)
  • Элементы fun’а

В этом году мы успешно выдержали внешний и внутренний аудиты, нацеленные на анализ качества кода и оправданность использованных нами решений. Внешний аудит проводился специалистами Microsoft. По результатам этих проверок наш проект получил высокие оценки процесса и продукта.



Любые правки этой статьи будут перезаписаны при следующем сеансе репликации. Если у вас есть серьезное замечание по тексту статьи, запишите его в раздел «discussion».

Репликация: База Знаний «Заказных Информ Систем» → «AgileDays-2009 (Technical excelence)»