AgileDays-2011: Отчет Беспальчука И.А./Тимофей Евграшин. Культура лидерства в Agile

Материал из CustisWiki
Перейти к: навигация, поиск

Star.svgStar.svgStar.svgStar.svgStar.svg

К сожалению, я попал на доклад не с самого начала. Доклад понравился четкостью, убедительностью, жизненными примерами из практики, а также тем, что сама тема очень редко хорошо освещается. Раньше на agile-конференциях с похожими докладами выступал Сурен Самарчан.

Итак, речь шла про явление лидерства вообще и в agile-командах в частности. Немного поговорили о банальностях вроде антипаттернов управления, которые могут только демотивировать людей. Более интересными были позитивные тезисы:

  • Лидер — это тот, у кого есть последователи (followers), лидер не может быть один в поле (в группе). Или он не лидер.
  • Харизме, которая обычно присуща лидеру, на самом деле можно научиться (Фрейд)
  • Лидер дает волю тому, что уже готово двигаться (Юнг)
  • Современная культура управления постепенно дрейфует в сторону управления через лидерство, и не только в наукоемких отраслях
  • Теоретические идеи такого управления заложены Херши и Бланшером (Hersey, Blanchard) в теории ситуационного лидерства
  • Ближе к Agile: классический Scrum-мастер должен быть лидером и коучем
  • Найти такого SM очень непросто. Всегда проще кого-то просто назначить ;)
  • Лидером может быть и Product owner, это тоже хорошо работает
  • Если яркий лидер есть в топ-менеджменте компании, то культура лидерства хорошо внедряется сверху.
  • Снизу внедрять значительно сложнее.

Далее говорили про ответственность и стили управления.

  • Ответственность может быть делегирована, но не может быть передана! Делегировав кому-то что-то, ты в то же время оставляешь ответственность на себе.
  • Делегирование = поручение + полномочия + доверие. Доверие не подразумевает передачу ответственности.
  • Личная ответственность также поддается воспитанию.

Давно всем известна картинка с четырьмя стилями руководства — от директивного к делегирующему. Но эти ступеньки слишком велики и иногда совсем неясно, как переходить от одного стиля к следующему. Тут докладчик ссылался на книжку «Management 3.0» за авторством Jurgen Apello, которая совсем недавно вышла на английском языке. Jurgen вводит более плавную, семиуровневую модель стилей управления:

  1. Указания
  2. Уговоры и убеждения (продажа идеи, объяснение)
  3. Опрос мнений
  4. Участие
  5. Совет
  6. Обратная связь
  7. Делегирование в чистом виде

Утверждается, что по такой лесенке подниматься значительно проще, так как ее ступеньки пониже :) Книжку, вероятно, стоит посмотреть тем, кто интересуется данной темой.

И напоследок еще несколько разрозненных тезисов из доклада:

  • Культуру лидерства в организации можно развивать и прививать
  • Основная проблема очень часто заключается в отсутствии цели
  • Организации уже давно представляют собой не иерархии, а сети

В общем, рекомендую посмотреть запись, мне понравилось.