HernikKniberg.jpg

Доклад на английском языке. В докладе Хенрик рассказывал, как провести необходимые изменения (в достаточно общем смысле, но иллюстрировал на примере внедрения agile) в организации. Немалая часть доклада была посвящена принципам схожим с принципами системы GTD типа выделения конкретных шагов, понимания результата и т. п.

Суть заключается в том, что прежде, чем начать что-то менять, необходимо понять, что же мы хотим получить в итоге, затем разобраться с тем, что у нас уже и есть и сделать первый конкретный шаг к достижению цели. Т. е. необходимо определить конкретные действия, которые можно сделать прямо здесь и сейчас и от которых будет виден результат. Акцент делается на важности трех вещей:

  1. Понимание того, что должно быть получено в результате (не очень соответствует идеям гибких методологий, на мой взгляд)
  2. Понимание того, что есть сейчас
  3. Путь перехода от второго к первому

Если же вам необходимо провести какие либо изменения, то Хенрик советует вначале измениться самому (а заодно и понять, что вы хотите изменить). А для того, чтобы изменить организацию, то не нужно пытаться изменить других людей, а дать им мотивацию меняться самим.

В качестве примера, как необходимо менять других людей, Книберг приводит ситуацию с детской, когда необходимо, чтобы ребенок самостоятельно поддерживал порядок в комнате. В качестве плохих стратегий называются положительная и отрицательная мотивация для достижения результата типа «чистая комната», соответственно мороженное за уборку и наказание в ином случае. Хенрик утверждает, что цель «чистая комната» не является истинной, а истинная цель – это приучить ребенка к порядку. И таким образом предложенные стратегии не приводят к желаемой цели. А для ее достижение необходимо мотивировать ребенка на сохранение порядка, например, объяснив ему, что в случае чистой комнаты игрушки будут реже ломаться. И показать путь к достижению этой цели, т. е. взять и убрать какую-либо вещь на свое место.

На мой взгляд, данный пример не очень удачный, т. к. во-первых у меня вызывает сомнения, что с помощью приведенных аргументов можно мотивировать ребенка на уборку комнаты, а во-вторых не очень понятно, почему в качестве цели выбрано именно «поддержание порядка», а не чистая комната. Более того мне неочевидно, почему стандартные методы мотивации (мороженное и наказание) не приведут к желаемому результату, например, в результате того, что ребенок будет вынужден всегда держать комнату в чистоте у него выработается привычка к порядку.