Не успели мы до конца опубликовать записи с UXRussia-2011, как наступил непрерывный марафон конференций — WUD-2011, SPMConf-2011, SQADays-10, AgileKitchen — юзабилити, менеджмент, QA/тестирование, agile development. И снова нас позвали все это снимать.

В некотором смысле этот блог в последнее время превратился в сплошной поток анонсов IT-видео, и складывается впечатление, что мы профессиональная компания видеооператоров, специализирующаяся на IT-eventах. Это конечно не так, и постараемся направленность этого блога изменить в самое ближайшее время.

Ну а пока, для тех, кто не любит много букв, мы приведем ссылки на разделы, где уже выложено видео с соответствующей конференции (в некоторых — почти все, в некоторых — все только начинается, и только от вашего мнения зависит — будет ли продолжение), и где можно подписаться на появление нового:

Тут мы можем остановиться, поздравить читателя с Новым Годом, и пожелать отличного отдыха в длинные новогодные каникулы! А если вдруг наступит ностальгия по миру разработки — посмотрите наши видеозаписи, они всяко лучше новогодней телепрограммы.

Конференции это круто.png

А теперь, если вы еще с нами, еще раз поговорим об башмаках, о кораблях, о сургучных печатях, о капусте и о королях конференциях, докладах, видеозаписях, и ответим на те вопросы, которые вы хотели, но боялись задать (их задали другие). Забегая вперед — текст интерактивный, будет много вопросов-голосований, на которых мы ждем ваших ответов.

Содержание

Зачем вы занимаетесь видеозаписью и публикацией? Вы зарабатываете на этом? Это ваш смежный бизнес?

Нет, мы совершенно бескорыстны. И наш бизнес, «динамические опердени™» заказная разработка учетных систем, никак с этим не связан.

Мы занимаемся этим, потому что:

Т.е. да, многое в нашей работе далеко от идеала, но есть объективные маркеры, что все это не совсем уж плохо: есть некоторые премии, выданные как по результатам голосований, так и по мнению экспертов-медийщиков: [2], [3], [4].

умеем
у нас в компании непрерывно идут процессы обучения и демонстраций — и мы научились правильно и эффективно фиксировать знания на видео, на наших серверах лежат десятки терабайт внутренних IT-записей, малоинтересных для широкой аудитории — рассказов о внутренних фреймворках, введение новых сотрудников в долгоживущие проекты и т.п. Вызывать «профессионалов» для этого было бы для нас неподъемно, а делать с недостаточным качеством , например, просто снимая на камеру — бессмысленно. Мы научились делать это малозатратно и с достаточным качеством. Т.е. увы, мы не обладаем операторским и монтажным опытом для съемки драматических фильмов, да и вряд ли нас позовут снимать даже свадьбу, но сделать запись семинара, чтобы по просмотру все можно было понять, не листая параллельно слайды и т.п. → мы умеем.
хотим
Несколько лет участния в конференциях и изучения трендов в софтверной индустрии, привело нас к мысли о том, что «просто» конференции недостаточно эффективны:

В результате, на конференции все реже выступают практики («да ну его, долго, геморройно, неэффективно, и опять не получится»), зато выступают

Кстати, добавим сразу интерактивности в длинный текст.

Посещаете ли вы IT-конференции?

Таким образом «хвост крутит собакой» — небольшое число непрактиков, часто на основе коммерческого интереса, или просто прочитанных книг (устаревших еще за 10 лет до перевода) или блогов/мануалов, определяет тренды российской индустрии разработки, объясняя «что такое хорошо, и что такое плохо», какие процессы, инструменты, фреймворки кошерны, а какие — порицаемы.

Это кстати не умозрительные спекуляции, но и мой опыт участия в программных комитетах конференций — очень сложно заманить реально крутых экспертов выступить. Именно по причине — «неэффективно». А отслеживание отзывов и оценок выступлений, говорит о том, что «Капитанам» все реже и реже рады.

Согласны ли вы, что на IT-конференциях слишком много «непрактиков»?

Это приводит к замкнутому циклу деградации: меньше новых интересных и нетривиальных тем → опытные специалисты перестают посещать конференции → аудитория наполняется новичками, часто впервые в жизни попадающими на конференцию, им все в новинку → востребованы классические простые темы → меньше нового и нетривиального → … goto 10

В результате, у многих конференций начинает складыватся имидж специализированных мероприятий для нубов, и, сотрудников, скажем так, неспособных к самостоятельному обучению.

Отдельная проблема — конференции не очень хорошо распространяют знания в другие IT-цеха: менеджеры жалуются на разработчиков на своих сборищах, разработчики презирают менеджеров — на своих, тестировщики пытаются доказать, что они друзья человека разработчика, но тоже среди своих. Но мало кто затратит своих денег, или нервов на выбивание командировки, чтобы ехать на тусовку чужой гильдии. И в результате, все так и остаются замкнутыми в своих проблемах.


С другой стороны — живое выступление с богатой визуальной частью отлично подходит ITшникам — почти все в нашей области можно легко визуализировать и показать — архитектурные диаграммы, пользовательские интерфейсы, инфографику метрик, и т.п., не говоря уже о том, что всегда можно показывать работающий софт. Это реально проще и эффективней для выступающего, чем делать качественно иллюстрированную статью. И реально лучше для зрителя, чем голая текстовая заметка или просто набор тезисов.

А сама конференция полезна:

Дело осталось за малым — записать выступление так, чтобы можно было понять максимум, просмотрев с минимальным напряжением.

И мы видим свою миссию в том, чтобы:

Да, кроме видеосъемки мы часто спонсируем конференции. А вне «официальных конференций» мы устраиваем открытые бесплатные семинары у себя, где тоже снимаем и публикуем видео.

Да ну, видео — оно для детей, которые не умеют читать. Читать — удобней и эффективней

Соглашусь. Хорошая, качественная, статья, иллюстрированная картинками и мультимедиа-вставками, наверняка лучше. Тот же объем информации, условно — часовую лекцию, можно прочесть раза в три быстрее, можно перечитать непонятное, и наоборот, пролистать очевидное.

Но и видео сейчас — это тоже не телевизор, и не заевший патефон, повторяющий «Мальчик, хочешь я расскажу тебе сказку?». Так и чтение книг может быть пассивным, когда малышу сказки читает бабушка, а может и быть активным — когда вы листаете книгу, пролистывая ненужное, ища нужные страницы по содержанию и индексам. Так вот, просмотр видео может быть таким же активным, как чтение бумажной[2] книги!

Скачав видеофайл, и просматривая его в правильном плеере (я очень настоятельно рекомендую VLC) можно:

«листать страницы»
быстро позиционироваться по видео:
«выбрать правильный темп»
Основные жалобы на лекции-доклады — «было скучно», «задремал, выключился, потерял нить» — связаны с несовпадением ожидаемого ритма восприятия. Поддерживать быстрый темп доклада, чтобы слушатели не заснули, могут далеко не все. Да и то, при этом часто теряются slowpokes. Но при просмотре видеозаписи вы можете все исправить, ускорив темп воспроизведения с тонокомпенсацией[3]. VLC это тоже умеет (клавиши «[» и «]»), и вы удивитесь, как живо идет скучный докладчик на скорости от 150%. Т.е. вы убиваете двух зайцев: находите идеальный для себя темп, плюс экономите время! Более того, постепенно у вас, аналогично навыку скорочтения, выработается привычка к ускоренному воспроизведению — так вот я, например, очень многие доклады уже смотрю на скорости 200%[4].

Отдельные плюсы видео идут наоборот, из «пассивной модели» просмотра. Ведь смысл в том, что визуализируется обычно очищенная суть — ключевые тезисы, важные диаграммы, а все вспомогательные слова проговариваются вслух. Не нужно напрягаться на чтение, пытаясь выделить важное из «воды»!

Поэтому, видео, особенно, если это не очень грузящий доклад, гуманитарного плана или experience story, можно смотреть в состоянии, когда чтение невозможно:

All-headphones-are-noise-canceling-headphones-if-you-play-them-loud-enough.png

Note.svg Еще раз повторю — качество наушников имеет значение. В WeStone WM-1 за $100, которых я потерял уже пару штук (третья пара уже заказана и едет…) вполне комфортно слушать в метро, в совсем дешевых SoundMagic — уже далеко не все можно услышать, про остальные «обычные» наушники (вкладыши, но не затычки) и вовсе речи нет.

Caution.svg Есть риски проехать нужную станцию, или уйти не туда (у меня неоднократно такое было). Поэтому не рекомендую смотреть видео на «неотлаженных» маршрутах.

Причем в отличие от конференции, когда идет непрерывный марафон, и содержание доклада забывается через два следующих, тут всегда можно прерваться на рефлексию, да и в целом, один-два доклада в день — более чем комфортно, ведь основной смысл — не просто рассказать что-то, а пробудить собственные мысли, ведущие к правильным решениям, неспешно обсудить из с коллегами. Кстати, поэтому доклады об отрицательном опыте, по-моему мнению, гораздо ценней success story, когда непонятно, что является основой этого success, что — случайным фактором, и может вообще, success был достигнут вопреки всему рассказаному[6].

Что такое «правильная» запись?


Распределите имеющиеся голоса по предпочтительному типу видеомонтажа:

Вы можете использовать 3 голоса.

И, кстати, переспрошу отдельно:

Да, видео зала полезно

А «эффективная» запись?

А «эффективно» — означает, что технология записи и обработки достаточно проста, чтобы этим могли заниматься непрофессионалы. У нас нет выделенных «видеооператоров», по сути, технология требует минимального внимания со стороны одного из участников, полноценно участвующего в семинаре, все что возможно автоматизировать — автоматизировано. А надежность и качество достигается не за счет внимания операторов, а с помощью перестраховки техникой.

Еще один момент — наш подход рассчитан на асинхронную обработку. В некотором смысле, это «перенос» сложности с «realtime» сьемки на последующий отложенный монтаж, но и видеомонтаж мы делаем более-менее на потоке. Более подробно, хоть и тезисно, наш подход описан в этой презентации.

Впрочем, на некоторые вопросы мы ответим ниже.

Асинхронный безоператорный подход — хорошо это или плохо?

Конечно, есть плюсы и минусы. В некотором смысле, большая часть из минусов проистекает из масштабирования нашей внутренней технологии записи в подготовленном помещении нашего конференц-зала, на непредсказуемые условия конференции.

Настоящий профессиональный подход требует кучу людей, техники, и требований к выступающим, входящим в конфликт с удобством выступающего.

Звук

Например, правильная профессиональная запись звука (кстати, звук — это наверное самая важная часть видео, как бы это ни странно звучало) — это отдельный петличный радиомикрофон докладчику, мешающий докладчику и норовящий отвалится, и сильно мотивированный профессионал, контроллирующий звук через наушники — иначе звук пропадет, и никто это не заметит.

Мы же пытаемся просто создать разумное звукоусиление (пусть докладчик говорит в микрофон), а зал сам будет контролировать, работают ли колонки или нет. И записываем в нескольких местах: камеры + микрофон-диктофон подключенный к компьютеру. Потом выбираем лучшую или единственную сохранившуюся запись.

Делаем нормализацию и динамическую компрессию уровня, чтобы можно было слышать и дискуссию в зале. Идеала нет → компрессия уровня многое делает более слышимым, но также усиляет шумы… Если кто-то из читателей тоже записывает лекции и нашел свои волшебные формулы, как обрабатывать звук, чтобы было неплохо (коэффициенты, колена, уровни…) — буду рад узнать. Особенно, если все это можно декларативно автоматизировать (к примеру, через sox). И да, levelator конечно иногда использую, но это сильно далеко от идеала.

Обычно мы чередуем или микшируем звуковые дорожки → «основной доклад берем со второй камеры, дискуссию в зале с первой после динамической компрессии, а тут суммируем 50/50 с камер направленных в зал и на докладчика».

Если кто-то знает технологию, как из нескольких зашумленных звуковых дорожек сделать более одну качественную — буду очень рад узнать.

Плюсы — не требуется звукооператор, низкий риск потерять все. Например, на одном докладе не включили микрофон на камере, но взяли звуковую дорожку с ноутбука, и несмотря на то, что там был ужасный микрофон, а ноутбук стоял рядом с проектором — удалось подавить шумы (особенно шум вентилятора проектора), и сделать терпимое качество.

Минусы — проблемы с записью акустики в неудачных или зашумленных залах — шум, реверберация, глюки звукоусиления (свист, «отвалился микрофон») — увы, тоже будут записаны.

orig

Разумеется, иногда все впустую — например на SQADays-10 стендовая секция была в шумном коридоре, на проходе в туалет, и не было системы звукоусиления. Даже на месте было слышно с трудом, хотя человек умеет выделять нужный голос из толпы. Но на записи увы, это сделать сложнее, а записалось все… Я послушал свое выступление (а я не самый тихий докладчик) — и увы, даже я не мог перекричать толпу. На будущее выводы сделаны, заказан портативный мегафон, но что делать сейчас со стендовыми записями, непонятно (не хотелось бы преумножать неюзабельный контент).


Свет

Профессиональная сьемка — это грамотное освещение сцены: но если сцена заранее не приспособлена, то дополнительный свет, особенно накамерный, будет слепить докладчика, засвечивать экран, мешать участникам. А большая часть IT-семинаров проходит на неподготовленных площадках, в темных залах с мерцающими проекторами. Например, на WUD был темный зал, докладчики освещались мерцающим (на записи) проектором, в общем, если видео было опубликовано «as is», то через пару минут просмотра у зрителей случился бы эпилептический припадок…

Только асинхронно, в небыстрой постобработке удается сделать записи хоть как-то смотрибельными. Убрать мерцание проектора, задавить шумы ресурсоемкими фильтрами Neat Video, и т.п. И используя перестраховку камерами — писался и скринкаст, три камеры — нацеленные на докладчика, экран и зал, получить смотрибельное видео.

Частая проблема — темный неосвещенный докладчик на фоне яркого экрана — это можно немного починить увеличением яркости через гамма-коррекцию. И т.п.

Оператор

Профессиональный оператор старается сделать картинку интересней — он чередует планы, пытается выделить интересное, показать самое визуально красивое. Это полезно — действительно, обычно в зале нет ничего интересного, а оператор находит там интересную девушку, чтобы показать ее крупным планом, а зал показывает только тогда, когда загорается транспорант «апплодисменты». Смена планов докладчика — от крупного к детальному, тоже подстегивает интерес.

Но! Это не работает, когда оператор решает, снимать ли ему экран или докладчика — экран нужен всегда и максимальной читаемости. И да, такая работа — постоянно быть во внимании, следить за залом («кто это сказал? откуда это сказали? где апплодируют?») — штука тяжелая, ее нельзя доверить добровольцам, ибо тогда волонтер перестает быть участником события — концентрироваться на самом выступлении уже нельзя, и это тяжело, возрастают риски ошибок.

У нас волонтеры-операторы следят только, чтобы докладчик более-менее попадал в кадр, и желательно занимал основную его часть. Т.е. только вращать камеру за ручку, если попался «бегающий докладчик», и иногда управлять трансфокацией через пульты ДУ (некоторые из них совмещены с ручкой).

Иногда даже делаем совсем безоператорную сьемку (ну ваще некого сделать оператором!) — просто две камеры навстречу друг другу — так снимались мастер-классы и блиц-доклады на WUD.

Разумеется, возможны проблемы. Волонтер может перестать следить и докладчик выйдет из кадра. Или сделает «ленивое решение» — радикально статичный крупный план, и докладчик будет мелким.

Еще недавно был неприятный случай — одна из камер на SPMConf переключилась (сдвинули рычажок) в режим ручного фокуса, и четыре доклада были сняты в расфокусированном режиме. Sorry!

Таковы жертвы нашего решения, но увы, все это определяется недостатком ресурсов. Ведь не хватает не только людей, но и времени — конференции в бизнес-центрах идут непрерывным потоком, обычно есть только час с утра, до начала конференции, чтобы расставить камеры, и пара минут, чтобы объяснить волонтерам, которые впервые видят камеру, где у камеры кнопка включения и как делать трансфокацию.

Question.svg А нельзя ли сделать автоматическое слежение за докладчиком? Камера Logitech Orbit там…? Магия Kinect-а?

Пробовали. Пока это ненаучная фантастика. Более научная фантастика (опять таки в духе «асинхронного подхода») это наваять что-то на базе OpenCV, чтобы не метаться камерой за докладчиком, а автоматом выделить кадры с ним по статическому плану.

А какое оборудование у вас?

Микс из любительских и старых профессиональных видеокамер (многое куплено на ebay), микрофоны-диктофоны, куча штативов. См. Видеооборудование, часть там описано, часть просто лежит на стеллаже.

Есть и один фреймграббер, Epiphany DVI2USB, для радикальных случаев, когда потребуется записывать экран чего-то совсем фантастического, типа работы с BIOS-ом или загрузки системы Plan9, в общем, систем, для которых скринкастилок нет. Но еще не разу не пригодилось. Ну а вообще, использовать эти штуки на конференции — дополнительный геморрой, ибо для каждого фреймграббера нужен будет отдельный ноутбук или компьютер для записи видео, в общем, сложность очень резко возрастает.


Монтаж

А зачем у видео несколько планов?

А зачем у видео несколько планов? Зал? Иногда статические вставки — фото докладчика, или эмблема конференции?

Про важность постоянного видео докладчика и экрана я уже говорил.

Но тут уже возникает проблема упаковки — «окно к зрителю», видеоcanvas, на которые мы ориентируемся, имеет разрешение 1280×720 или 1280×800. Это самое распространенное минимальное разрешение ноутбуков, ну и к этому разрешению снизу стремятся смартфоны, вот уже Samsung Nexus взял барьер.

И главное — это «окно» имеет отношение сторон 16:10, и если просто разместить рядом экран+докладчик, то не удастся задействовать его полностью. Причем на видеоверстке, для комфорта зрителя, лучше разместить «экран» выше докладчика — ибо он будет постоянно поворачиваться, к нему, поднимать и указывать рукой, ведь обычные экраны висят выше докладчика.

Важный принцип — на видеоверстке с несколькими планами очень желательно сохранять их относительное положение, т.е. «докладчик поворачивается к экрану или к залу», «зал смотрит на экран/докладчика» и т.п.

Но при этом остается незадействованное пространство: под экраном и над докладчиком!

Поэтому я всегда пытался найти применение[9] этому пространству. От простого «дизайна» шаблонов, до с размещения информации о конференции, докладе, докладчике. Обычно основные контакты, ссылки на страницы в профессиональных соцсетях (moikrug/linkedin/googleplus). Тогда после просмотра доклада, методом «постоянных 25 кадров», есть хороший шанс, что запомнят имя докладчика, а контакты сэкономят время при попытке найти автора в социальных сетях.

Полезно ли показывать контакты докладчика на «свободном» месте видеоверстки:

Плюс фото докладчика несет еще одну полезную функцию — показать его красиво. Ведь снять докладчика как снимают его в кино, с отличным светом и крупным планом — почти всегда не удается. Особенно обидно, если докладчик — девушка. Поэтому показывая то фото, которое автор выбрал для презентации себя в интернете, мы показываем его таким, каким он хотел бы, чтобы его видели, плюс повышаем шансы, что его таки станут узнавать в лицо.

Но все же, спрошу:

Фото докладчика полезно на свободном месте видеоверстки?

Но разумеется, если есть «дополнительная» динамическая информация, я пытаюсь «упаковать и ее».

К дополнительной информации относится статическая сьемка зала — чем она полезна, я уже писал выше.

Ведь часто, без видимой реакции зала обессмысливаются значительные части выступления. Например, когда докладчик в режиме «загадка: выбери правильный ответ голосованием» иллюстрируем, уровень аудитории, скажем так, распространенные заблуждения. Да и даже простая заполненность зала — некий показатель априорного интереса к конференции[10] или приятных мыслей типа «хорошо, что я это смотрю в комфорте, а не давлюсь в задних рядах».

Иногда бывает неожиданно интересное — на одном из видео с Категория:WUD-2011 (наша запись) в зале видна разнополая сексуальная активность[11].

Еще полезной бывает отдельная сьемка крупным планом экрана или маркерной доски.

Казалось бы, зачем снимать отдельной камерой экран, если записывается скринкаст?

Публикация

Почему вы выкладываете видео на vimeo? А не на Youtube? RuTube? Не у себя?

Своего CDN-сервиса у нас нет, а из существующих видеохостингов vimeo был пионером для размещения длинного видео высокого разрешения (1280×720, 1280×800). Выкладывать с меньшим разрешением обычно смысла нет — ибо тогда не обеспечивается читаемость экрана, а в случае лайвкодинга — только с таким разрешением на весь экран, можно что-то рассмотреть.

Да, недавно YouTube стал разрешать длинное видео 1280×720 (раньше было ограничение на длительность до 5 минут, т.е. только для коротких роликов), но есть и еще одна проблема:

Я автор и хочу выложить сам!

А как насчет всяких авторских прав? А вдруг ваш аккаунт будет удален и все видео потеряно? Я автор, и хочу выложить под своим аккаунтом! Или просто иметь видеофайл в своей коллекции-портфолио.

Не вопрос. Если вы автор доклада, и хотите, чтобы доклад был опубликован под вашим аккаунтом (на вимео или ютубе), → без проблем, свяжитесь с нами. Мы выдадим вам видеофайл, и вы, проверив его, опубликуете. Но лучше свяжитесь сразу — там бывают неочевидные тонкости, которые надо учесть при генерации видео. Например, для бесплатного аккаунта на vimeo — видео не должно превышать 500Mб, соответственно, надо либо делать файл меньшего битрейта, либо резать на части. Также свяжитесь с нами заранее, если вы считаете свой доклад секретным или недостойным публикации, или если вы помните, что там были неудачные моменты, которые бы вам хотелось бы вырезать.

А почему видео такого размера? А не больше (или меньше?)

Остальное идет под видео — и обычно битрейт вычислялся из расчета 1GB на видеофайл (таков был раньше лимит на vimeo), а причем видео нарезалось частями не больше часа (ну или полутора на крайний случай).

Иногда жмем крепче, например, когда надо опубликовать срочно больше видео, или когда на видео только скринкаст — битрейт на читаемый экран невелик.

Проблемы и ограничения vimeo

Квоты

Есть квоты на объем публикации — 5GB в неделю, что дает где-то 5-10 видео. Обычно это не является ограничением, но иногда, когда обрабатываем и публикуем видео с нескольких конференций подряд, это становится бутылочным горлышком. Эту проблему сейчас мы решили так — готовые записи, которым не хватило место мы выкладываем видеофайлами, т.е. авторы доклада или очень ждущие видео, могут скачать файл, проверить, что все ОК. Ну, а со временем эта «очередь» тоже перекочует на vimeo.


Скачивание

Например, vimeo не дает россиянам (и некоторым другим неблагонадежным странам), скачивать оригиналы видеофайлов ([6], [7]). Это обидно, и похоже жаловаться бессмысленно[12], к тому же есть workarounds.

Раньше, мы решали эту проблему так — дублировали размещение видео на vimeo, публикацией видеофайла на FTP-хостинге или на сервисе Яндекс.Диск. Для этого сначала была статья Видеотека, потом появился Vimeocacheспециальный набор страниц, где мы хранили ссылки на загруженные видеофайлы, и можно было по ссылке под встроенным видео, за пару кликов перейти к скачиванию.

Но сейчас, похоже, это стало совершенно ненужным.

Можно скачать веб-версию файла с vimeo, ту, которую проигрывает Flash/HTML5-плеер в броузере. Оно в MP4-контейнере, и его отлично проиграют все вменяемые видеоплееры, не говоря уже о рекомендуемом нами VLC. Да, возможно оно будет чуть хуже, на одну перепаковку, оригинала, но ИМХО несущественно. Т.е. ситуация, когда десктопному и веб-плееру требовались принципиально разные файлы — миновала. Более того, там можно скачать веб-видео в двух разрешениях:

Соответственно, под каждым встроенным веб-видео у нас есть:

Caution.svg Возможна проблема, что ссылка на скачивание не видна (я ее сделал «font-size:50%», ибо замучан тем, что в интернете все забито огромными кнопками «СКАЧАТЬ!»), но возможно это слишком мелко, например, вот поступил сигнал-жалоба, что уж очень незаметна. Как это выглядит в вашем броузере с вашими настройками шрифтов, вы можете увидеть в любом видео.

Отсюда вопрос:

Ссылка «скачать через savevid» — нормально заметна?

Caution.svg Использовать narod.ru для долговременного хранения файлов — нечестно и неудобно. Например, не всегда приходят оповещения о 45-дневной невостребованности файлов, после чего их удаляют. И наоборот, когда нужно обновить какой-то файл, требуется удалить соответствующий файл на narod.ru, а это адски неудобно — нужен полный перебор файлов в разбитым на 10-элементные страницы списке (поиск глазами!). Так что мы планируем весной все это дело удалить, и более не злоупотреблять гостеприимством Яндекса.

А почему бы не раздавать через torrent-ы?

Увы, это IT-видео не XXX и не блокбастер, сомневаюсь, что будет постоянный интерес, поддерживающий все это на плаву. Часто какое-то видео вообще лежит без единой скачки, пока его не процитируют где-нибудь на хабре — после чего идут тыщи закачек и с vimeo и c narod-а, и звучат предложения о торрентах.

Но скорее всего, тут придется мне вести непрерывную (и возможно невостребованную) раздачу с домашнего компьютера, нарезав раздачи «торрентфайл=конференция», ведь единственный смысл — выкачивать в фоне большие блоки видеофайлов. Но будет ли так кто-то скачивать? Спрошу:

Идея раздавать наше видео c IT-конференций torrentaми (блок-torrent=1 конференция) она…

Update: Ну давайте, попробуем. Раздается видео с Категория:AgileDays-2011 (наша запись).


Ускоренное воспроизведение сразу, без скачивания?

Ускоренное воспроизведение — это конечно хорошо, но с другой стороны, удобно, когда воспроизведение начинается сразу в режиме скачивания. Нельзя ли как-то так?

Прямо сейчас — нет, но технически, vimeo может реализовать эту фичу! У них нет истинного стриминга, т.е. плеер играет загружаемый файл, и нужно только допилить плеер. А это точно возможно, ибо уже несколько месяцев на ряде видео ускоренное воспроизведение тестируется на ютубе, и вообще это базовая фича HTML5 плеера. И основная проблема — ребята с вимео просто не верят, что это кому-нибудь нужно. Так что если хотите вкусного, начинайте «сеять» заранее — пройдите в соответствующую тему и подтвердите, что это страсть как нужно.

А зачем lib.custis.ru?

А зачем lib.custis.ru? Почему бы не держать все на vimeo и категоризацию делать через теги, альбомы и каналы?

Увы, vimeo.com — это только видеохостинг (появится вариант лучше — сменим). Сделать через него базу знаний даже только по видеофайлам — невозможно — ужасный поиск, убогая классификация, описания на уровне твиттер-записи максимум. MediaWiki c кучей наших доработок дает же возможность быстро сделать то, о чем только можно мечтать.

Поэтому каждое видео, как «драгоценный камень», находится в «оправе» из статьи, в которой есть:

В некотором смысле это похоже на типичную разумную базу кинофильмов, с отзывами, превью-галереей, классификацией по жанрам-актерам-режиссерам… И да, конечно же есть и голосование — т.е. даже если вам лень писать рецензию, просто оцените доклад!

Ссылки в твиттере с хештегами конференций

Да, теоретически подкованный интернет-пользователь сможет легко подписаться по RSS/Atom на появление новой статьи в категории соответствующей конференции, и отслеживать готовность интересующего его доклада там.

Но. Опыт показывает, что все больше пользователей, скажем так, отучаются пользоваться классическими веб-средствами (ленты, агрегаторы), в тоже время активно используют twitter, и даже более того, сложилась некоторая культура использования для быстрого информирования и feedback-а по конференциями именно twitter-а.

Поэтому для некоторых конференций, мы также, по готовности очередного видео, бросаем в твиттер, ссылку с хештегом конференции, и с кратким анонсом (что за доклад, кто автор, по возможности @его_твиттер_аккаунт). С другой стороны, возможно это выглядит как спам («зачастили что-то ссылки»). Поэтому, опрос:

Надо ли публиковать ссылки на опубликованные выступления в twitter с хештегом конференций?


Мне нравится ваш подход. Как бы…

У нас IT-event: конференция, семинар, баркэмп, тренинг — не могли бы вы снять?

Свяжитесь заранее. Если событие действительно по теме современной разработки (а не «маркетинг», «стартапы», «личностный рост»), и надо снять и опубликовать — свяжитесь с нами, все вполне реально, если позволит календарь.

Более того, возможно мы сможем предложить вам бесплатную площадку: Семинары и тренинги — Welcome! (сейчас мы в процессе переезда, но скоро все наладится).


А как насчет видеотрансляции? Одновременно с записью? И это.... со своим интернетом? И бесплатно?

Можно и делали. Впрочем, тут заслуга появившихся условно-бесплатных сервисов видеотрансляций — ustream.tv, twitch.tv, yatv.ru, и сервисов трансляции экрана. Один трек вполне можно транслировать параллельно с записью, используя «привезенный с собой на йоте» интернет. Причем даже тут, хотя можно обойтись только сервером видеотрансляции, куда гнать видео экрана упакованное обычным образом (кодеком h264/VP6), мы, следуя своему подходу «экран и докладчик должны быть видимы одновременно», использовали раздельную трансляцию — сервис http://join.me для трансляции экрана, и http://yatv.ru — для видео с места. Плюс обратная трансляция заданных в интернете вопросов докладчику.


Можно ли как-то использовать наработки?

Без проблем, мы честно рассказываем, как оно устроено. Например, в этом посте. В принципе, можно использовать совсем дешевое оборудование (miniDV камеры за $100, на штативах от 200 руб) + скринкаст, и получать разумные результаты.


А можно ли купить фреймворк для монтажа? Скринкаст-утилиту? …

Да мы вообще планируем это выложить в open-source. Также, как мы поступили с нашими доработками и изобретениями веб-систем поддержки разработки, см. наш проект, http://wiki.4intra.net

Скринкаст можно писать разными утилитами, о чем см. [8] или [9], но скоро выложим и наш (руки не доходят причесать быдлокод).

Command-line based фреймворк для видеомонтажа тоже выложим, сейчас мы пытаемся его обкатать на кошках своих сотрудниках, проверить, что он достаточно прост.



Можем ли мы чем-нибудь помочь? (это придуманный мной вопрос, вдруг кто его задаст).

Конечно!

  1. Смотрите наши записи. Ведь иначе какой в них толк («как звучит падающее дерево в лесу, в котором никого нет?»™)? Если это станет никому не нужным — вполне возможно, что и мы все это свернем (вероятность этого велика).
  2. Пропагандируйте идею образовательного видео вообще, саму культуру эффективного просмотра и видеообучения (то, о чем я писал выше). Смотрите нас, смотрите не только нас — например вот целая подборка образовательного видео — http://vnimanietv.ru
  3. Рекомендуйте видеозаписи знакомым! Твиттьте-ретвитте, шарьте и лайкайте.
  4. Еще лучше — обратная связь. Пишите свои заметки, хвалу и критику (даже жесткая критика лучше молчания!). Пишите отзывы в своих блогах-форумах-твиттерах, присылайте ссылки, или вписывайте их на «Страницу обсуждения» — и я подошью ссылки-цитаты на них в раздел «примечаний».
  5. Ну и наконец — делайте свои доклады, делитесь опытом, обучайте тому, что знаете, заявляетесь на конференции и семинары — и возможно, мы будем снимать и вас.

Опрос-проверка, сколько читателей осилило «многабукф», и насколько осмысленен весь этот труд:

Как вам видео конференций на lib.custis.ru?


Нам нравится ваш подход, но мы бы хотели, чтобы подобным образом работали настоящие профессионалы, которых можно честно заказать.

Мы рассказываем о нашем подходе профессиональным компаниям, специализирующимся на видеозаписи и трансляции. Например, «Цифровые Видео Технологии», «ЯТВ». Возможно весенние IT-конференции (AgileDays-2012, ADD-3, …) будут снимать и транслировать кто-то из них.

Мне не нравится ваш подход (целиком или частично)

Очень жаль, но что поделать.

Как говорится, «cancel your damn subscription and demand a full refund!», а если вы организатор — в коем случае не зовите нас снимать ваши конференции, вызовите настоящих профессионалов[13].

comiciwannagrowupnew1.png


C Новым Годом!

Поздравляем с Новым Годом!

И напоминаем, если стало жутко скучно — «присоединяйтесь барон», включайте записи конференций:



  1. Возможно, это положительно на нашей профессиональной репутации — по крайней мере, в нас не будут подозревать совсем уж «темных» и случайных игроков индустрии
  2. Электронная книга или статья, все же удобней — в ней можно искать, а в бумажной книге или видео — нет.
  3. Тонокомпенсация означает, что голос докладчика не будет «давать петуха», просто ускорится темп, как будто докладчику в кофе добавили немного амфетаминов…
  4. И наоборот, бывает полезно и замедление. Например, для изучения English я смотрю сериалы на 70%
  5. Планшет надо держать в руках, а ноутбук отлично стоит на коленях!
  6. Это как с мифом о дельфинах, «спасающих людей» — рассказывают только те люди, играющие с которыми дельфины толкали их к берегу, а не в море.
  7. Выступление только с флипчартами — отдельная тема, лично я считаю, что флипчарты — must die, а если хочеться рисовать — надо использовать планшет, или рисовать на экране, так, чтобы рисунки через проектор видела вся аудитория. Впрочем, если их не удается избежать — то принцип аналогичен — флипчарт или меловую/маркерную доску нужно снимать и показывать постоянно, обеспечивая читаемость написанного.
  8. В этом можно убедится смотря записи с трансляции, когда звук рассинхронизирован с видео, или записи, где докладчик снят издалека, и мимики не видно — да, информация теряется, но это все равно сильно лучше, чем без видео докладчика.
  9. Недавно я правда осознал, что «пустое черное место» может быть полезно тем, что экономит батарейки ноутбука/смартфона.
  10. «…эти черные тени уходящих из зала зрителей , которых хозяева подпольных видеоточек называли бегунками, служили своеобразным индикатором качества: под действием вытесняющего вау-фактора с хорошего фильма уходило больше народа, чем с плохого» [1]
  11. Пока это пусть мотивирует вас к просмотру, через пару месяцев, возможно выложу proofpic
  12. Впрочем, если вы молоды и активный сторонник справедливости — пожалуйста, попробуйте! Может по совокупности удастся переломить ситуацию
  13. Сейчас можно нанять кого угодно, даже realtime-переводчиков и стенографистов (они конечно будут путать реляционные базы данных с революционными, но who cares). Правда это не гарантирует вас от потери всей записи — те, кто часто посещает конференции почти всегда видят людей с большими камерами, увы, только записи не появляются никогда. Но это уже не будет нашей проблемой.