Персональные инструменты
 

IT-инфраструктура для повышения эффективности бизнеса

Материал из CustisWiki

Версия от 04:07, 21 января 2011; BenderBot (обсуждение | вклад) (1 версия)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Это снимок страницы. Он включает старые, но не удалённые версии шаблонов и изображений.
Перейти к: навигация, поиск
Дмитрий Морозов
системный инженер компании CUSTIS, специалист в области автоматизации управления IT-инфраструктурой

Опубликовано в Финансовой газете, № 4 (январь), 2011.

IT-инфраструктура

Современные компании, обладающие эффективной IT-инфраструктурой, получают серьезное конкурентное преимущество стратегического уровня. Причем постоянный рост требований со стороны бизнеса, например расширение филиальной сети, выход на новые рынки, усложнение процессов, влечет за собой непрерывное усложнение программно-аппаратного комплекса компании, поэтому необходимость рационального управления IT, особенно для крупных компаний, выходит на первый план.

Качество результата напрямую зависит от постановки задачи. Часто на конференциях приходится слышать вопрос от финансовых директоров: «Как создать инфраструктуру, которая будет содействовать эффективности бизнеса? Что такое эффективная IT-инфраструктура?» В свою очередь IT-специалисты задаются такими же вопросами. Но финансовые директора и IT-специалисты «разговаривают на разных языках», поэтому важно, чтобы финансовые специалисты понимали, какими IT-средствами будет достигаться требуемый уровень качества функционирования бизнеса.

Для начала определимся с терминами. IT-инфраструктурой будем называть технологический комплекс, предоставляющий необходимый инструментарий для ведения бизнеса; сервисом — набор IT-услуг, обеспечивающих бизнес-процесс. Примером такого сервиса является комплекс электронной почты, который состоит из нескольких взаимосвязанных информационных систем, а также персонала, обеспечивающего их бесперебойную работу.

Требования бизнеса к IT

IT-инфраструктура, учитывающая потребности бизнеса, не должна сдерживать его естественное развитие, а напротив — форсировать. Наиболее работоспособными IT-стратегиями являются те, в которые заложены возможности для перемен в бизнесе и средства для их быстрой реализации. В более конкретных формулировках требования к IT выглядят следующим образом:

  • для непрерывного протекания бизнес-процессов компании требуется бесперебойная работа IT-инфраструктуры;
  • изменение размеров бизнеса должно поддерживаться адекватной скоростью расширения IT-инфраструктуры без ее перестройки;
  • изменение бизнес-процессов должно поддерживаться сервисами IT-инфраструктуры. Если принято решение об изменениях, то они должны реализовываться в кратчайшие сроки;
  • работа IT должна быть управляемой. Чем проще и прозрачнее структура, тем проще управление, тем меньше ошибок и дешевле обслуживание;
  • стоимость владения IT должна включать и стоимость его приобретения, и стоимость последующего сопровождения.

Рассмотрим, как указанные требования бизнеса отражаются в необходимых свойствах IT.

Бесперебойная работа

В первую очередь IT-инфраструктура не должна мешать протеканию бизнес-процессов. Сбои в работе происходят по двум причинам: выход из строя оборудования или ошибки программного обеспечения.

Проблему с оборудованием можно решить путем дублирования, используя несколько серверов для обслуживания одного сервиса. Тогда при выходе из строя одного из серверов, остальные будут выполнять его работу. Механизм виртуализации позволяет еще больше расширить возможности дублирования оборудования.

К сожалению, не все проблемы можно решить с помощью дублирования сервисов. Например, оно не спасает от ошибок пользователя. Если пользователь случайно или умышленно удалит или испортит информацию, необходимую для нормального течения бизнес-процесса, то дублирование не поможет — на резервных серверах информация будет также испорчена. Для подобных случаев необходимо иметь такую систему резервного копирования и восстановления, которая обеспечивает восстановление актуальных данных в короткий срок.

Кроме того, вероятные проблемы и сбои лучше предотвращать или останавливать на ранних стадиях, чем исправлять. Эти задачи позволяет решать система проактивного мониторинга, которая «сообщает» администраторам о проблемах в сети раньше, чем эти проблемы приведут к неприятным последствиям и остановке бизнес-процессов. Такая система помогает найти проблемные места в IT-инфраструктуре и принять меры. Например, система проактивного мониторинга может заранее уведомить о заканчивающемся дисковом пространстве на сервере. Администратор сможет вовремя очистить временные папки, удалить неиспользуемые файлы и предотвратить тот момент, когда место на дисках полностью закончится и работающие на этом сервере системы выйдут из строя.

Масштабирование по размеру и скорости

Проактивный мониторинг также необходим для своевременного определения «узких мест» в IT-инфраструктуре, которые ограничивают масштабируемость бизнеса. При регулярном отслеживании и «расшивке» таких мест значительно уменьшается вероятность того, что в результате расширения бизнеса придется перестраивать всю IT-инфраструктуру компании.

В целях увеличения масштабируемости применяются тиражируемые решения: установка одинаковых конфигураций операционных систем и программного обеспечения, использование шаблонов и т. п. Чем больше процессов в IT-инфраструктуре автоматизировано, тем, как правило, выше ее масштабируемость.

Тиражируемые решения также способствуют повышению скорости изменений IT в ответ на перемены в бизнесе. Быстрее поменять один раз общий шаблон, чем изменять каждый из экземпляров. Примером такого IT-инструмента для тиражирования решений могут служить «групповые политики». Единожды изменив настройку «политики», мы освобождаемся от необходимости изменения настроек на каждом сервере или рабочей станции.

Прозрачность и управляемость

Чем сложнее система, тем сложнее ею управлять. Прозрачность и управляемость IT-инфраструктуры означает предсказуемый отклик IT на изменения бизнеса. Это возможность дать обоснованную оценку: способна ли инфраструктура поддержать необходимое изменений бизнеса, и если да, то в какие сроки и какой ценой.

Прозрачность достигается путем сбора данных об информационной системе компании. Это могут быть отчеты о работе оборудования и программного обеспечения, отчеты об архитектуре, учет лицензий — все, что позволяет прогнозировать «поведение» IT при любых изменениях. Чем больше доступной информации о процессах и состоянии IT-инфраструктуры, тем более предсказуемо ее поведение и, значит, тем эффективнее управление.

Но просто получить информацию на какой-то определенный момент времени недостаточно. Необходимы история изменения состояний, история событий, происходивших в IT. Добиться такой информации без постоянного мониторинга инфраструктуры невозможно. Если бы каждое из событий не только фиксировалось, но и описывалось, оценивалось, это позволило бы получить более полный прогноз на случай возникновения проблемы в будущем, а также сократить затраты и время на ее решение.

Стоимость владения

Система управления IT-инфраструктурой должна быть динамической, способной изменяться в короткие сроки и с минимальными затратами.

Одним из инструментов построения эффективной IT-инфраструктуры является виртуализация (см. рисунок). Ранее существовала тенденция: один сервис — один сервер. Приходилось использовать множество серверов под разные задачи, при этом серверы загружались только на 10-20 %. Необходимость в такой архитектуре диктовалась вопросами стабильности и надежности. Не рекомендуется запускать в одной операционной системе разные по функционалу службы (например, почту и системы управления и мониторинга).

Виртуализация.png

Система виртуализации позволяет обойтись одним или, если есть требования по высокой доступности сервиса, двумя физическими серверами с достаточной производительностью. При этом выполняется правило безопасности «один сервис — один сервер», только теперь этот сервер виртуальный. На виртуальных серверах можно разместить столько систем, отличающихся по функционалу, сколько необходимо без пропорционального увеличения числа физических серверов.

При объединении нескольких физических серверов в группу или кластер, повышается отказоустойчивость. Так, при выходе из строя одного из физических серверов виртуальные сервера просто перезапустятся на других работоспособных физических серверах кластера. Кроме того, независимость виртуальных серверов от оборудования и возможность добавлять физические серверы в кластер способствуют увеличению масштабируемости IT-инфраструктуры.

Благодаря тому, что виртуализация позволяет уменьшить количество физических серверов, снижается стоимость оборудования, сокращаются расходы на электричество и охлаждение, увеличивается свободное место. Например, в центре обработки данных нашей компании для одного из проектов использовались четыре серверные стойки. В течение полугода серверы заказчика были перенесены в виртуальную среду и сейчас занимают одну серверную стойку. Расход электричества сократился с 20 до 6 КВт, а необходимая мощность кондиционеров — с 17 до 7 КВт.

Следует также отметить невысокую стоимость лицензий на программное обеспечение. Установка на физический сервер 20 виртуальных машин обеспечивает снижение затрат на лицензии для операционных систем как минимум в 5 раз, поэтому использование виртуализации позволяет существенно сократить стоимость владения информационными системами.

Вопреки распространенному мнению создание эффективной IT-инфраструктуры — это не обязательно дорогой и непонятный процесс с непредсказуемым результатом. Вместо привычной стратегии регулярно и с размахом вкладываться в новое оборудование, избавляясь от старого, не менее эффективно применять рациональные и интеллектуальные подходы к управлению информационными системами. Награда — надежная IT-платформа для поддержки развития бизнеса — за вполне разумные деньги.



Любые правки этой статьи будут перезаписаны при следующем сеансе репликации. Если у вас есть серьезное замечание по тексту статьи, запишите его в раздел «discussion».


Репликация: База Знаний «Заказных Информ Систем» → «IT-инфраструктура для повышения эффективности бизнеса»