Персональные инструменты
 

А сало русское едят (о предпочтениях банков в IT)

Материал из CustisWiki

Версия от 10:11, 5 сентября 2014; AlexandraVelyaninova (обсуждение)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск
Сергей Тихомиров, первый заместитель генерального директора и руководитель направления «Финансовые институты», рассказал порталу «Bankir.Ru» о перспективах развития рынка банковской автоматизации и о том, насколько конкурентноспособны российские IT-решения в сравнении с западными. Комментарии Сергея опубликованы в материале «А сало русское едят». Мы публикуем полную версию интервью.

Bankir.Ru: Предпочтение банков в IT — «покупай российское» или поддержка импорта? Насколько конкурентоспособны российские вендоры в сравнении с транснациональными корпорациями, если речь не идет об IT-решениях, призванных не только генерировать отчетность в соответствии с требованиями регулятора?

С. Тихомиров: Здесь большое значение имеет цена, так как в подавляющем большинстве случаев стоимость владения западными решениями существенно выше, чем российскими. Кроме того, по-прежнему существуют проблемы с оперативной доступностью необходимой экспертизы по западным решениям. Эти факторы, безусловно, играют на руку российским вендорам, поскольку преодоление подобных трудностей под силу только очень крупным российским компаниям. Но ситуация развивается, и западные вендоры начинают активную экспансию на российский рынок.

Стоит отметить, что в разных областях банковской деятельности применимость западных решений различна. Ключевую роль здесь играют три фактора: необходимость и объемы поддержки российской специфики, потребность в современных технологиях и значимость юзабилити и дизайна интерфейса. Если разложить автоматизацию на стандартные слои front — middle — back — accounting, то достаточно очевидно, что во фронт-офисе соответствие западных решений перечисленным требованиям максимально, а с переходом на каждый следующий слой оно падает.

Наша компания в своих решениях для банковской сферы имеет наиболее сильную экспертизу и обширный опыт именно в части back — accounting. В настоящий момент мы предлагаем банкам решение, в основе которого лежит учетно-ориентированная архитектура. Оно позволяет сделать компоненты front — middle и back — accounting максимально независимыми друг от друга.

Что касается локализации и генерации регуляторной отчетности, то здесь российский рынок ничем не отличается от рынка любого другого крупного государства. Например, в США из-за различий в законодательстве разных штатов у крупных компаний возникает необходимость локализации части IT-решений для каждого штата.

Bankir.Ru: По каким причинам банки меняют АБС?

С. Тихомиров: Сейчас замена АСБ целиком может быть обусловлена двумя причинами: серьезными проблемами во взаимоотношениях с подрядчиком или критичными технологическими рисками, связанными с отсталостью технологий. В большинстве же случаев банки стараются переходить к компонентной архитектуре: происходит внедрение новых решений, сопровождающееся выводом части функционала из существующих.

Bankir.Ru: Многие банки заявляют о сокращении IT-расходов. Тенденция такова: купить лучшее решение, но подешевле. Какие вендоры выиграют на этом поле — российские или зарубежные?

С. Тихомиров: В настоящее время западные вендоры осуществляют активную экспансию на российский рынок и заставляют отечественных производителей «потесниться», но в этой тенденции есть изрядная составляющая моды и желания попробовать что-то новое. Я склонен считать, что через 3–5 лет ситуация может снова измениться, но уже в пользу российских компаний, однако для этого им придется серьезно перестроить свою услугу. К необходимости качественного изменения услуг уже подошла значительная часть российских IT-компаний.

Bankir.Ru: Почему мало успешных внедрений западных АБС? Работают ли, на ваш взгляд, западные вендоры на адаптацию к российским реалиям? Банки при замене АБС отказываются от «монолитных» IT-решений, переходят по возможности к компонентной архитектуре — это реальность сегодняшнего дня. Кто займет больше места и принесет больше «строительных кубиков» — российские или зарубежные вендоры?

С. Тихомиров: Внедрений западных решений сейчас не так мало, но они в основном сконцентрированы в сегменте front — middle (причины упоминались выше). В плане адаптации к российскому рынку западные вендоры ведут себя совершенно по-разному. Я думаю, это зависит от того, работают ли они на других развивающихся рынках. Те, кто работает, понимают необходимость локализации, однако значительная часть вендоров не пытается активно адаптироваться для нашей страны. Легко предположить, что в долгосрочной перспективе это будет иметь негативное последствие для их экспансии на российский рынок.

Bankir.Ru: Вендоры говорят, что сейчас «рынок заказчика». Что просят банки? Смотрят ли они вперед и что там видят? Способны ли вендоры предложить рынку «новый взгляд», новый вектор развития, как это было двадцать лет назад, когда все только начиналось в российской автоматизации или работают исключительно на конъюнктуру?

С. Тихомиров: Можно сказать, что в настоящий момент на российском рынке банковской автоматизации правила задают скорее заказчики, нежели подрядчики. Связано это, на мой взгляд, с тем, что умение управлять информационной архитектурой и требования к IT-услугам у крупных банков сейчас выше, чем тот уровень, который могут предложить как российские, так и западные поставщики программного обеспечения. Чем на этот вызов ответят вендоры — покажет время.

Bankir.Ru: Проблема технической зависимости от вендора — на какие уступки вы способны, чтобы выиграть на  конкурентном поле? Не смущает ли вас желание банков создавать свои собственные IT-компании? Как воспринимает технические нововведения персонал банков?

С. Тихомиров: Мы, как компания-разработчик заказных решений, имеем технологию и реальный опыт передачи экспертизы и процесса развития наших систем на сторону заказчика. Причем возможны различные варианты — от текущего сопровождения до полноценного развития силами внутреннего IT-подразделения. Я считаю, что создание крупными корпорациями собственных IT-компаний — это абсолютно нормальный процесс, который вызван желанием управлять развитием важных для себя технологических активов.

Bankir.Ru: Каковы ТОП-5 направлений, по которым в ближайшие годы будут развиваться банковские технологии?

С. Тихомиров: Я думаю, что в ближайшее время будут прежде всего развиваться следующие направления:

1) разработка информационной архитектуры;

2) интеграционные решения;

3) интернет-решения;

4) мобильные решения;

5) учетно-аналитические решения.

Bankir.Ru: Спасибо за беседу.


Любые правки этой статьи будут перезаписаны при следующем сеансе репликации. Если у вас есть серьезное замечание по тексту статьи, запишите его в раздел «discussion».

Репликация: База Знаний «Заказных Информ Систем» → «А сало русское едят (о предпочтениях банков в IT)»