Персональные инструменты
 

В «Газпромбанке» внедрены «Главная книга» и автоматизированная система обогащения данных для отчетности

Материал из CustisWiki

Перейти к: навигация, поиск
В разделе «Масштабные проекты» на портале CNews опубликован пресс-релиз системы «Главная бухгалтерская книга банка», разработанной нашей компанией. Ознакомиться с предпосылками проекта, функциональными особенностями «Главной книги», результатами внедрения системы, а также участниками проекта можно в материале «В „Газпромбанке” внедрены „Главная книга” и автоматизированная система обогащения данных для отчетности», подготовленном для обзора «ИТ в банках и страховых компаниях 2013».

Более полутора лет в ГПБ (ОАО) эксплуатируется система «Главная бухгалтерская книга банка» («Главная книга»), разработанная компанией CUSTIS для поддержки централизованного учета в банке. Одновременно была разработана и внедрена в опытно-промышленную эксплуатацию автоматизированная система обогащения данных «Компонент разметки отчетности» (АС КРО).

Предпосылки проекта

«Главная книга» интегрирует учетные данные из нескольких автоматизированных систем Газпромбанка, функциональность которых охватывает широкий спектр операций. Для обогащения этих данных перед публикацией в отчетах создана система КРО. Внедрение систем «Главная книга» и КРО выполнялось в рамках проекта ГПБ (ОАО) по выстраиванию компонентной ИТ-архитектуры и централизации информационных систем банка. Решая эти задачи применительно к области бухгалтерского учета, «Главная книга» в ИТ-архитектуре банка стала единой точкой контроля и координации учета.

Помимо централизации учета банком была поставлена связанная с ней задача централизованной подготовки отчетности многофилиального банка. Ее решает АС КРО, являющаяся связующим звеном между новой «Главной книгой» и системой генерации отчетности банка.

Функции систем «Главная книга» и «Компонент разметки отчетности»

«Главная книга» обеспечивает управление планами счетов и аналитическими счетами, контроль учетной политики банка, управление операционным днем в многокомпонентной среде, распространение правил учета и контроль их исполнения в других бизнес-приложения банка, а также формирование оперативной отчетности по головному офису и консолидированной — по банку.

При разработке и внедрении «Главной книги» в полной мере было выдержано требование банка о сохранении ИТ-ландшафта и организации двустороннего взаимодействия «Главной книги» с другими бизнес-приложениями информационной системы банка. В результате фокусировка на централизации учета не сказалась на основных функциях других бизнес-систем.

Функции АС КРО в рамках компонентной ИТ-архитектуры: консолидация из различных систем банка данных для отчетов, их обогащение и структурирование, формирование отчетов. Необходимость подобной системы обусловлена тем, что данные, поступающие в «Главную книгу» из разных бизнес-приложений, нуждаются в обогащении для корректного формирования бухгалтерских отчетов.

Специальные процедуры помогают классифицировать и обогащать эти данные непосредственно в АС КРО, не нагружая существующие бизнес-приложения нецелевой для них информацией. В АС КРО также возможно предварительное структурирование данных. Это позволяет до включения в отчеты проверять их на корректность и полноту: наглядное представление в отчетной форме дополнено возможностью детализировать каждую сумму до первичных данных.

В АС КРО можно быстро вносить изменения в состав данных, включаемых в отчет, добавлять агрегированные данные, создавать новые версии отчетов, выполнять массовые исторические правки на больших объемах данных. Сохранение истории правок обеспечивает корректное воспроизведение отчетов на любой момент времени за любой отчетный период.

Дополнительные реквизиты для обогащения данных хранятся в АС КРО со ссылкой на те объекты в бизнес-системах, которые они обогащают (счета, проводки, информация о клиентах, валютах и т. д.) — детализации исходных данных в системах-источниках не требуется.

В АС КРО реализовано управление отчетными периодами и ведение графика сдачи отчетных форм, можно контролировать сроки при подготовке отчетов в различных подразделениях банка. Архивное хранение отчетов и структурированных данных ускоряет получение отчетов при повторном к ним обращении (за текущие и закрытые отчетные периоды), а также помогает выявлять утратившие актуальность.

Существует возможность одновременной работы в нескольких отчетных периодах или с несколькими отчетными датами. Задачи контроля отчетных периодов и сроков сдачи отчетных форм включаются в процедуру закрытия операционного дня. По результатам закрытия отчетных периодов (которые могут не совпадать с закрытием операционного дня) блокируется возможность корректировать данные, уже вошедшие в какие-либо отчеты.

Результаты проекта

Михаил Константинов, начальник Департамента разработки и внедрения автоматизированных систем ГПБ (ОАО), так характеризует результаты проекта: «Разработанный нами совместно с компанией CUSTIS комплекс систем в полной мере выполняет задачи, поставленные банком для данного проекта, — обеспечить централизованное ведение всех видов учета. «Главная книга» помогает гибко и оперативно реагировать на изменение правил учета, поскольку она в автоматическом режиме отслеживает выполнение требований внешних регуляторов и учетной политики самого банка.

CUSTIS демонстрирует профессиональный подход, необходимый для разработчика, работающего в сложном ИТ-ландшафте одного из крупнейших банков страны. Компания участвует в решении стратегических задач Газпромбанка, демонстрируя при этом глубокое погружение в предметную область, внимательное отношение к сложившимся бизнес-процессам, оперативную реакцию на изменения требований, неизбежно возникающие в ходе проекта».

Сергей Тихомиров, первый заместитель генерального директора компании CUSTIS, отмечает: «В ГПБ (ОАО) выстроен процесс управления сложными проектами, который позволил нам совместно с нашим заказчиком эффективно решить поставленные задачи. Одновременно с внедрением нового ИТ-решения, которое разработала наша компания, в рамках проекта производились изменения во взаимодействии систем, что позволило повысить качество учетных данных. В настоящее время мы ведем ряд проектов внедрения наших решений, которые вместе с «Главной книгой» образуют единый учетный контур банка».

Участники проекта

ГПБ (ОАО) входит в тройку крупнейших банков России по всем основным показателям, а также занимает третье место по размеру собственного капитала среди крупнейших банков Центральной и Восточной Европы.

Газпромбанк обладает рейтингом инвестиционного уровня международного рейтингового агентства Moody’s Investor’s Service — рейтинг долгосрочных депозитов в иностранной валюте находится на уровне Ваа3, прогноз стабильный, рейтинг долговых обязательств — на уровне Baa3. Долгосрочный рейтинг контрагента и рейтинг по долговым заимствованиям Банка, присвоенный агентством Standard & Poor’s находится на уровне ВВB-, прогноз стабильный. Fitch Ratings присвоило Газпромбанку долгосрочный рейтинг дефолта эмитента «ВВВ-», прогноз — стабильный.

Банк обслуживает ключевые отрасли российской экономики — газовую, нефтяную, атомную, химическую и нефтехимическую, черную и цветную металлургию, электро-энергетику, машиностроение и металлообработку, транспорт, строительство, связь, агропромышленный комплекс, торговлю и другие отрасли.

Частным клиентам Банк предлагает полный набор услуг: кредитные программы, размещение средств в депозиты, расчетные операции, электронные банковские карты, брокерское обслуживание и др.

Группа компаний CUSTIS с 1996 г. занимается решением сложных нестандартных задач в области создания прикладного ПО. Специализация — заказная разработка и бережное внедрение масштабных учетно-аналитических систем для организаций с оригинальными и динамичными бизнес-процессами; экспертиза в построении базовой программно-аппаратной инфраструктуры. Клиенты CUSTIS: Банк России, ГПБ (ОАО), ГК «Спортмастер», Министерство строительства и ЖКХ Саратовской обл., коммерческие банки и др.