|
Персональные инструменты |
|||
|
Облачно-ориентированная ИТ-инфраструктура: возможности и проблемы управления сервисами в облакеМатериал из CustisWiki
Как известно, успешность бизнеса напрямую зависит от эффективности функционирования ИТ, качества и надежности ИТ-услуг и, конечно, от стабильности ИТ-инфраструктуры и ее соответствия поставленным задачам. ИТ — это не дорогая игрушка, а один из двигателей бизнеса. СодержаниеЧего хочет бизнес?Вначале разберемся, какие требования предъявляются к ИТ-инфраструктуре со стороны бизнеса. Во-первых, для непрерывного протекания бизнес-процессов компании необходима бесперебойная работа ИТ-инфраструктуры. Неполадки в ИТ не должны создавать простоев в работе бизнеса. Во-вторых, изменение размеров бизнеса не должно тормозиться процессом расширения ИТ-инфраструктуры и требовать ее перестройки. Изменение бизнес-процессов должно максимально быстро поддерживаться сервисами ИТ-инфраструктуры. В-третьих, прозрачность. Чем прозрачнее структура, тем проще управление. Тем меньше ошибок, тем дешевле обслуживание. В-четвертых, стоимость владения. Нельзя забывать, что основные затраты крупной компании идут не на покупку или создание ИТ-инфраструктуры, а на ее непрерывную поддержку и изменение под текущие потребности бизнеса. Ну и в-пятых, требование безопасности. Оно тесно связано с необходимостью обеспечения бесперебойной работы: например, в случае хакерской атаки работа ИТ-системы может быть прервана и запросы бизнеса не будут обрабатываться. Сюда также относится необходимость безопасного хранения данных: например, в случае утечки из БД клиентов работа бизнеса не прервется, но будет нанесен серьезный удар по репутации компании. Итак, мы разобрались, что нужно бизнесу от ИТ-инфраструктуры, — бесперебойность, масштабируемость и возможность быстрой адаптации под меняющиеся условия, прозрачность, разумная стоимость владения и безопасность. Виртуализация и облакаА теперь посмотрим на ИТ-инфраструктуру глазами ИТ-специалиста и разберемся, как облачные технологии могут помочь удовлетворить потребности бизнеса. В основе облачной концепции лежит виртуализация. Она позволяет наиболее полно отвечать потребностям бизнеса и обладает целым рядом преимуществ.
Развитием идеи виртуализации является концепция облаков. Облачный сервис представляет собой особую клиент-серверную технологию. Клиент использует группу серверов как единый виртуальный сервер. При этом клиент может прозрачно и гибко изменять объемы потребляемых ресурсов. Оплата услуг в большинстве случаев осуществляется по схеме «сколько вычислительных ресурсов потратил — столько и заплатил». Чем облако отличается от виртуализированного ЦОД? По сути, облако — это и есть виртуализированный ЦОД, но с очень важным требованием: его клиенты имеют возможность самостоятельно изменять объемы потребляемых ресурсов. Кроме того, свойством облаков является высокий уровень автоматизации. Согласитесь, крайне сложно организовать обслуживание сотен тысяч виртуальных машин в публичном облаке в ручном режиме. А благодаря огромным ресурсам публичного облака масштабируемость систем, которые в нем работают, практически ничем не ограничена. Но если виртуализированный ЦОД также может обладать высоким уровнем автоматизации и масштабируемости, то самообслуживание присуще только облакам. Рискуем и/или выигрываем?Как уже говорилось выше, основными целями перевода ИТ-систем в облачную инфраструктуру являются снижение стоимости владения, увеличение стабильности и повышение качества предоставляемых бизнесу информационных сервисов. В то же время требуется сохранить должную степень управляемости ИТ-систем. Поиск оптимального баланса между стоимостью, качеством и управляемостью является первостепенной задачей при переходе в облака (рис. 1). Для выбора оптимальных характеристик облака необходимо проанализировать бизнес-требования (в идеале — провести глубокий бизнес-анализ), определить формы предоставления сервисов и согласовать уровни сервиса (SLA). После этого ИТ-служба предприятия может оценить потребности компании в ИТ-сервисах и согласовать условия их предоставления с провайдером облака (причем все перечисленные действия производятся с оглядкой на возможности провайдера). Далее эти условия уточняются по мере изменения потребностей бизнеса. Таким образом, переход к облачным технологиям — сложный проект на стыке бизнеса и ИТ. Если техническая основа облаков — виртуализация, то концептуальная основа — это стратегия «ИТ как услуга». Соответственно, речь идет о смене парадигмы и переходе к сервисному подходу к управлению ИТ-инфраструктурой. Так как использование публичной облачной платформы является разновидностью аутсорсинга, то и все его недостатки «наследуются» публичными облаками. Заказчик не имеет доступа к внутренней инфраструктуре облака. И сохранность, и безопасность его данных в значительной степени зависят от поставщика услуг. При передаче сервисов в облако возникает вопрос об ответственности провайдера за простои бизнес-процессов из-за сбоев. Но на данный момент лишь немногие поставщики готовы взять на себя подобную финансовую ответственность. Вероятным выходом из ситуации было бы страхование таких рисков, но пока на рынке не существует подобных предложений. Если техническим характеристикам (таким как пропускная способность канала до ЦОД, наличие вычислительных и энергетических мощностей) соответствует большинство крупных провайдеров, то в вопросах, связанных с менеджментом в ИТ, нередко возникают сложности. Это во многом обусловливает выбор той или иной бизнес-модели облака (рис. 2). Например, огромной популярностью на российском рынке пользуется модель «Инфраструктура как сервис» (IaaS). Почему так происходит? Ведь, казалось бы, бизнес скорее ориентирован на использование «ПО как услуги» (SaaS). Наглядным примером могут служить корпоративные почтовые системы на базе Gmail — данное решение позволяет полностью перевести на аутсорсинг поддержку почтовых услуг предприятия. IaaS по сути представляет собой размещение оборудования (своего или арендуемого) в дата-центре провайдера. Это позволяет значительно снизить стоимость владения инфраструктурой, сохранив (а зачастую и повысив) ее качество и управляемость. В последние годы рынок стремительно развивается в данном направлении, механизмы решений стандартизованы, и с ними возникает минимальное количество организационных проблем. Таким образом, ответственность за техническую составляющую облака лежит на провайдере, а контроль над данными остается за заказчиком. Модель SaaS, напротив, глубоко связана с содержанием бизнес-задач и требует стандартизации ИТ более высокого уровня. С одной стороны, стандартизация позволяет привести систему к наиболее удачным решениям (именно поэтому столь популярны корпоративные почтовые сервисы от Google). Но, с другой стороны, могут быть утеряны уникальные особенности бизнес-процессов. Если для почтовых служб в большинстве случаев это неактуально, то для сильно связанных в бизнес-процессами и слабостандартизированных систем (например, для ERP-решений) это ключевой вопрос. В таких случаях хорошей практикой является совмещение ролей провайдера и разработчика ERP-систем. При таком подходе провайдер SaaS понимает и поддерживает уникальность бизнес-процессов заказчика. Таким образом, успех проекта перехода в публичное облако зависит, прежде всего, от правильного выбора бизнес-модели (IaaS, PaaS или SaaS) и надежности подрядчика. Но нельзя забывать и про ряд других факторов. Например, вы представляете крупную компанию, которая хранит информацию о клиентах и планирует перевести свою систему в облака. Вы выбираете подходящую бизнес-модель и надежного оператора. Но тут 152-ФЗ «О персональных данных» выставляет ограничение: передача персональных данных провайдеру публичного облака требует разрешения от каждого из абонентов. Выходит, нужно получить его от всех существующих клиентов, а это может оказаться весьма затруднительным. Есть и другие препятствия на пути к публичным облакам — в конце концов, необходимы быстрые и надежные каналы связи с Интернетом, которые доступны далеко не везде. Частное или публичное?Частные облака лишены большинства из перечисленных недостатков. Но они обладают более высокой стоимостью владения из-за затрат на обслуживающий персонал. Благодаря объединению больших ресурсов публичное облако предоставляет почти неограниченные возможности масштабируемости, гибкости и скорости развертывания. Кроме этого, концепция «сколько использовал — столько и заплатил» позволяет значительно сократить стоимость владения. Для частных облаков возможности масштабируемости, гибкости и скорости развертывания ограничены возможностями и бюджетом ИТ-отдела. Недостатком частных облаков также считается необходимость самостоятельного развертывания облака и обучения специалистов. Последнее, правда, можно исключить, заказав создание облака у интегратора. И наконец, ключевым отличием между частным и публичным облаками является то, под чьим контролем находятся данные. В отличие от публичного, частное облако находится под контролем ИТ-отдела компании. Пользователи получают услуги в соответствии со стандартами, принятыми в организации. Таким образом, при переходе в облака возможны самые разные варианты и подходы — от «выращивания» частного облака до передачи всех услуг по созданию и поддержке ИТ-инфраструктуры на аутсорсинг, и у каждого варианта есть свои плюсы и минусы. А переводить ИТ в частное или публичное облако, и переводить ли вообще — решение в каждом случае сугубо индивидуальное, зависящее от специфики компании и ее бизнес-процессов.
Любые правки этой статьи будут перезаписаны при следующем сеансе репликации. Если у вас есть серьезное замечание по тексту статьи, запишите его в раздел «discussion». |
||