Персональные инструменты
 

Применение принципов Lean в масштабах предприятия (Асхат Уразбаев, AgileDays-2011)

Материал из CustisWiki

Перейти к: навигация, поиск

Аннотация

Докладчик
Асхат Уразбаев

Если вы читали книжки и статьи по Lean, возможно вас тоже мучили вопросы практической применимости и обоснованности принципов Lean. Например, не так уж очевидно, что уменьшение НЗР (незавершенной работы, WIP) повышает общую производительность — ведь заказчику нужна быстро решенная бизнес-задача, а не быстро сделанная фича. Не будут ли накладные расходы перевешивать преимущества?

Построение диаграммы цепочки ценностей (Value Stream Map) часто тоже оказывается пустым занятием. Это замечательный инструмент, если вам надо доказать начальству неэффективность водопадного подхода. Как использовать Value Stream Map, если компания уже работает по Agile или использует Code&Fix?

Принципы Kaidzen означают, что каждая команда улучшает собственную производительность. Но как улучшать производительность в масштабах всего предприятия? Ответы на такие вопросы трудно получить в книжке. В докладе мы рассмотрим некоторые общие соображения о применении Lean в масштабах предприятия и то, как это работает на практике в некоторых российских компаниях.

Видео


Для этого доклада нужен подкаст (аудиозапись)?

  •  Да, многое понятно и без видео части, есть смысл его прослушать.
  •  Нет, аудиозапись бесполезна (не понять без видео или вообще мало смысла в докладе).


Примечания и отзывы


Отличный доклад, Асхат профессиональный докладчик, и слайды и риторика на уровне. Возможно разумно сначала взглянуть на Lean Software Development (Никита Филиппов, AgileDays-2011), ибо практически по этим же слайдам, Никита сделал краткое-краткое введение, а здесь, дабы не повторятся, несколько промотали автомобильно-тойотную историю Lean.

Что хорошо — очень конкретный подход. Никаких долгих рассусоливаний про «философию Lean», как это отражается на производство обычных предприятий (кстати, если надо это, то может разумно взглянуть на Работа по принципу Lean в рамках всей компании. Опыт компании ESAB (встреча AgileRussia.ru 2011-04-14)), а то, часто возникает ощущение какого-то обмана — какой-то примитив выдают за «ответ на главный вопрос жизни». Плюс еще непонятки, каким боком Lean и Agile друг к другу.

Поэтому Асхат сказал, что Lean — это атака на сложные случаи, когда простые кавалеристкие наскоки с Agile напрямую не работают, и начал иллюстрировать «WTF is Lean?», рассматривая кейсы непосредственно из Software Development — как правило, неоптимальные производственные потоки с бутылочными горлышками (нехватка дизайнеров или аналитиков, медленная работа заказчиков над требованиями), матричное распределение персонала по длинным проектам с адом контекс-свитчинга, и т.п.

Т.е. Lean — глобальная оптимизация всего процесса, более того, отдельное внедрение Agile может только усугубить («отдел тестировщиков внедрил Agile») и разрушить цепочку.

Историю про он Тойоту промотал — надо смотреть Филиппова. Впрочем, там стандартная картинка про «загруженные станки, заваливающие склады», известная по куче бизнес-книг, переход от «push» к «pull» и т.п.

Lean — это борьба. Борьба с мудаками и мурой («мури» — «перегрузка», «мура» — неравномерность, «муда» — потери). Слов японских там много, есть шанс выучить (для просмотра аниме, увы, недостаточно).

Постулировав «Процесс в виде непрерывного потока», дальше рассматривали пять этапов Lean (не буду пересказывать), и крутили конкретные кейсы, чтобы народ проникся.

  • Неэффективная коллаборация в шарепоинте.
  • Ненужный нафиг отдел документирования, затрахавший разработчиков.


Кстати, кучу потодобных затыков порождает классический менеджерский подход «нужен единый ответственный за проблему», который обычно встраивается между реально заинтересованными сторонами, и порождает безумные регламент, становящийся бутылочным горлышком и даже блокировкой.

127498.strip.gif

Тут же предложили поискать лишних людей среди:

  • Маркетологов (очень поищите!): крики в зале «Их надо расстрелять!», «Я считаю своим долгом над ними издеваться, все время и всячески их унижать!», «Кто нибудь видел в жизни полезное маркетинговое исследование?»
  • HR-ов
  • Архитекторов
  • Сервисных или компонентных команд
  • Важных Шишек (ЛПР).

Ну а дальше, мне эта тема знакома, пересказывать глупо, так, брошу поток ключевых фраз:

  • Обратная связь от заказчика → Kanban
  • Минимизация cycle time.

Интересное, это когда антитела Lean натыкаются на процессы Agile, и начинаем задаваться вопросами, а что собственно waste. Например, продолжите фразу: потеря это…

  • согласование требований
  • работа по несогласованным требованиям.

Так вот, backlog и оценка, например, нет, не waste, это часть процесса понимания ценности заказчика. А ведь Lean — «Постоянный поиск новых знаний».

--- Немного (у нас же масштаб предприятия), поговорили про этапы развития организации:

  • delivery, прозрачность, предсказуемость (тут появляются PMы)
  • ценность, бизнес, управление продуктом (PMы становятся waste, появляются PO).
  • постоянное совершенствование.

Разумеется, тут же упомянули и ту самую книжку Адизеса, про развитие компаний, пожурив его самого за бардак в его собственной конторе.

Хороший, динамичный доклад. И, кстати, неплохо снят, спасибо оператору, которому было не лень делать zoom.


Любые правки этой статьи будут перезаписаны при следующем сеансе репликации. Если у вас есть серьезное замечание по тексту статьи, запишите его в раздел «discussion».

Репликация: База Знаний «Заказных Информ Систем» → «Применение принципов Lean в масштабах предприятия (Асхат Уразбаев, AgileDays-2011)»