|
Персональные инструменты |
|||
|
ТОП-6 важных поправок в НК РФ, принятых в апреле 2014 годаМатериал из CustisWikiЕкатерина Соколова, руководитель юридического отдела нашей компании, прокомментировала для журнала «Российский налоговый курьер» поправки в Налоговом кодексе Российской Федерации, принятые в апреле 2014 года. Какие нововведения ждут представителей малого и среднего бизнеса? Как изменилась ответственность за недостоверные сведения в уведомлении о контролируемых сделках? Что ожидает владельцев банковских счетов и депозитов, не являющихся индивидуальными предпринимателями? Об этом — в материале «ТОП-6 важных поправок в НК РФ, принятых в апреле 2014 года» на сайте и в бумажной версии издания. Суть поправки: отменена обязанность налогоплательщиков сообщать в инспекцию об открытии и закрытии счетов в банках. Налоговые последствия для налогоплательщиков: очевидно, данная поправка имеет целью гармонизировать существующие нормы Налогового кодекса РФ, поскольку ранее указанная обязанность налогоплательщика дублировалась аналогичной обязанностью обслуживающего банка (п. 1 ст. 86 НК РФ). Таким образом, с момента вступления указанного закона в силу (02.05.2014) налоговая не перестанет получать информацию о каких-либо изменениях в банковских реквизитах налогоплательщика. Однако налогоплательщику и банку более не придется делать двойную работу, а ФНС — получать два одинаковых уведомления по каждому счету. Что касается распределения бремени уведомления, то справедливо, что указанная обязанность сохранилась за банком, а не за владельцем счета, поскольку банк является профессиональным предпринимателем в данной сфере. Вопрос: обязана ли компания сообщить в инспекцию об открытии счета в банке, если счет ей открыли 30 апреля 2014 года (до вступления в силу поправки в НК РФ), а срок для отправки сообщения истечет, когда обязанность по уведомлению уже будет отменена? Ответ: компания не обязана его представлять, поскольку на дату окончания срока обязанность уже отменена. Суть поправки: спецрежимников обяжут платить налог на имущество по объектам, по которым он исчисляется исходя из кадастровой стоимости (офисным и торговым центрам). Налоговые последствия для налогоплательщиков: несомненно, данная норма ухудшает положение налогоплательщика. В свете декларируемых государством поддержки и развития малого и среднего бизнеса данное нововведение представляется по меньшей мере странным, хотя оно прекрасно ложится в проводимую политику увеличения налогового бремени индивидуальных предпринимателей. Также данная норма содержит очевидные недоработки. На данный момент нет понимания, начиная с какого периода указанный налог будет уплачиваться плательщиками ЕНВД. Существует мнение, что, поскольку налоговый период по ЕНВД составляет квартал и, согласно ст. 7 закона № 52-ФЗ, для плательщиков ЕНВД он вступит в силу с 01.07.2014, а налоговый период по налогу на имущество составляет год (квартал является отчетным периодом), налогоплательщикам придется уплатить налог с 01.01.2014. Но согласно п. 2 ст. 5 НК РФ тут не может быть обратной силы. В любом случае по этому вопросу надо ждать разъяснений регуляторов. Вопрос: вправе ли «упрощенец» с объектом налогообложения доходы минус расходы включить в расходы сумму налога на имущество, уплаченную по таким объектам? Ответ: да, вправе. Суть поправки: уточнен порядок расчета облагаемой базы по налогу на имущество в случае разделения объекта недвижимости, налог по которому исчисляется исходя из кадастровой стоимости. Налоговые последствия для налогоплательщиков: норма, с одной стороны, вносит бОльшую определенность в регулирование, поскольку устанавливает, что в случае если объект имеет определенные родовые характеристики, установленные в пп. 1, 3 ст. 378.2 НК РФ, но еще не включен в перечень объектов, налог на имущество по которым рассчитывается исходя из кадастровой стоимости, он подлежит налогообложению по кадастровой стоимости, определенной на дату постановки такого объекта на гос. кадастровый учет. Таким образом, при соблюдении остальных условий исчисления налога по кадастровой стоимости, устанавливаемых ст. 378.2 НК РФ (в частности, принятия органами власти субъекта РФ актов, предусмотренных п. 2 ст. 378.2 НК РФ), налог все равно уплачивается по кадастровой стоимости. С другой стороны, это, конечно, бьет по налогоплательщику, так как после введения налогообложения по кадастровой стоимости вместо инвентаризационной законодатель еще и максимально сократил случаи, когда возможно уплатить налог по более низкой, чем кадастровая, стоимости. Вопрос: организация в середине года разделила бизнес-центр на два отдельных офисных центра, но региональные власти не успели включить их в перечень объектов, налог на имущество по которым рассчитывается исходя из кадастровой стоимости. Как ей рассчитывать налог на имущество за этот год? Ответ: исходя из кадастровой стоимости отдельных объектов. Суть поправки: граждане должны будут извещать налоговиков о наличии имущества, облагаемого имущественными налогами, по которому не получали налоговых уведомлений об уплате этих налогов (недвижимости, транспортных средств). Налоговые последствия для налогоплательщиков: эта норма возмутительна. Несмотря на то что исчисление имущественных налогов для физических лиц должно производиться налоговым органом, теперь в случае неисполнения им этой обязанности это становится головной болью налогоплательщика. Согласно ст. 57 НК РФ, до момента получения уведомления от налогового органа физическое лицо имеет право не уплачивать налог. Теперь налогоплательщик должен не только уплатить налог вовремя, но также проконтролировать налоговый орган! Если лицу вовремя не пришло уведомление, он должен за свой счет направить в ИФНС копии правоустанавливающих документов на имущество. В противном случае его ждет штраф в размере 20 % от суммы уведомления. При этом ситуация, когда налогоплательщик не уведомил налоговую, но налог тем не менее заплатил, не описывается. Кроме того, установленная ответственность дублирует уже существующую ответственность по ст. 126 НК РФ (200 руб.). Обращаю внимание, что, если вам не приходили уведомления несколько лет подряд, лучше все же предоставить документы в ИФНС, так как в этом случае налог будет начислен только за последний период, а не за 3 года, как это может быть в случае, если налоговики очнутся сами. Вопрос: нужно ли будет извещать налоговиков о продаже или ином выбытии такого имущества? Ответ: нет, не нужно. Суть поправки: предусмотрена возможность смягчения ответственности за недостоверные сведения в уведомлении о контролируемых сделках. Налоговые последствия для налогоплательщиков: указанная норма справедлива и, очевидно, носит уточняющий характер, компенсирующий недостатки свежего закона. Это дополнение либерализует норму и добавляет ей здравого смысла: если лицо самостоятельно обнаружило ошибку или неточность и оперативно ее исправило, оснований для привлечения к ответственности быть не должно. Вопрос: если налоговики обнаружили неточности в отношении двух контролируемых сделок, отраженных в одном уведомлении, штраф в каком размере они вправе взыскать с организации? Ответ: 5000 руб. Суть поправки: банки обязаны будут сообщать налоговикам об открытии и закрытии депозитов (вкладов) физических лиц, не являющихся ИП. Налоговые последствия для налогоплательщиков: к данной норме отношение двойственное. Формально это правильная норма, направленная на установление более эффективного контроля за доходами и расходами налогоплательщиков, в частности, в целях привития им налоговой дисциплины. Более того, эта норма в целом соответствует законодательству многих стран-участниц ОЭСР, которое тем или иным образом предусматривает налоговый контроль за счетами физических лиц. Однако эта норма вкупе с принятым в середине 2013 года законом о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма может значительно снизить доверие населения к российским банковским услугам — население будет рассматривать альтернативные способы размещения денежных средств, чтобы обезопасить свои сбережения. Ну и конечно, в условиях значительного недоверия россиян к органам власти, высока вероятность того, что данные нормы будут многими восприниматься исключительно как один из инструментов тотального контроля государства за своими гражданами. Вопрос: зачем налоговым органам нужны сведения о депозитах физических лиц? Ответ: для выявления получателей «серой» зарплаты, контроля над расходами физических лиц, принудительного взыскания долгов по налогам, передачи сведений в службу судебных приставов, а также для других целей (например, для того, чтобы повысить международный имидж России как государства с высокой налоговой дисциплиной). |
||