|
Архитектор в Agile (встреча AgileRussia.ru 2010-03-24) — различия между версиями
Материал из CustisWiki
|
|
(не показано 11 промежуточных версий 3 участников) | Строка 1: |
Строка 1: |
| + | Собрание прошло успешно, хотя и несколько сумбурно — по всей компании пришлось собирать стулья, |
| + | чтобы усадить всех желающих. В этот раз объявление о собрании было опубликовано на http://habrahabr.ru, оно вышло там «на главную» и получился «хабраэффект» зарегистрировалось более ста восьмидесяти человек. |
| | | |
| + | Даже с пессимистичной оценкой вероятности прихода в 50 %, получалось, что будет около сотни человек и в нижний зал они не поместятся, а новый зал был еще не готов (висел только один экран из двух, проекторов не было ни одного, штор не было, кондиционеры не работали и было только 20 новых стульев). Пришлось выкручиваться — забрали все стулья, принесли переносной проектор, открыли окна и выключили солнце (собрание было слава-богу вечером). По оценкам числа оставшихся стульев и вместимости подоконников, участников было более сотни. |
| + | |
| + | В общем, были неудобства, к следующим встречам планируем сделать и кондиционеры, и два работающих проектора, и озвучивание зала микрофонами с колонками. |
| + | |
| + | Далее приведем краткое резюме обсуждение, и как обычно — майндмап-конспект и видео (видео можно [[Видеотека#2010-03-24 «Архитектор в Agile»|скачать]]). |
| + | |
| + | Сумбур также усугубился, что основной модератор дискуссии — Асхат Уразбаев, к сожалению, заболел, |
| + | и ведением дискуссий пришлось заняться Андрею Бибичеву с Никитой Филипповым, и им было нелегко |
| + | управляться с опытными спорщиками из зала. |
| | | |
| == Архитектор в Agile: Кто он и зачем? == | | == Архитектор в Agile: Кто он и зачем? == |
| + | Сначала дискуссий крутилась вокруг самого определения «[Software] Архитектора». |
| + | Он виделся одновременно как |
| + | * шейпер возможностей: задающий ограничения на техническое решение с одной стороны, и указывающий возможные решения (СУБД-библиотеки-фреймворки-протоколы-интеграция) с другой. |
| + | * фасилитатор, который |
| + | ** помощник команды в выборе технологий и в нахождении оптимальных решений; |
| + | ** «разводящий» конфликты на стыках |
| + | *** Бизнеса и технологии, хотя является не бизнес-аналитиком, а скорее представителем технической команды; |
| + | *** Функциональных и нефункциональных требований (по сути, опять «business vs. технологии»); |
| + | *** Концептуального видения и командно-тактического. |
| | | |
− | [[Файл:Архитектор в Agile.mm]]
| + | Судя по репликам из зала, представление об архитекторе плавало от практически «верхнеуровнего» бизнес-аналитика, рисующего ARIS/BPMN-диаграммы (ну или хотя бы набрасывающего очень крупноблочную архитектуру), до |
| + | «микроархитектора» занимающегося иерархией классов и вообще структурами данных. |
| | | |
− | <html><center> | + | С другой стороны — его то нагружали функциями управления (или по крайней мере, координации команды), |
− | </center></html> | + | то отсаживали отдельно, в элитную «башню мудрецов». |
| + | |
| + | Но все сходились, что архитектор должен быть всесторонне опытным |
| + | * и в разработке; |
| + | * и в руководстве; |
| + | * и в коммуникации; |
| + | * понимать предметные области бизнеса (ну или хотя бы, успешно общаться с бизнес-аналитиками и быстро въезжать в новые темы); |
| + | |
| + | Какова же специфика архитектора именно в Agile<ref>В RUP-то роль архитектора прописана явно, а вот в Agile есть спектр мнений, включая то, что выделенный архитектор — не нужен</ref>, в agile-координатах ответственности и команды? |
| + | |
| + | И вообще, когда (в Agile) появляется: |
| + | * Необходимость в архитекторе? — от размера команды это, похоже, напрямую не зависит, а зависит именно от размера проекта. |
| + | * И какая на нем будет личная ответственность, выпадающая «за сферу» коллективной ответственности команды? |
| + | |
| + | Кстати, практически сразу выдвинулся представитель, скажем так, RUP-подхода, |
| + | [http://dbezuglyy.moikrug.ru/ Дима Безуглый], заявлявший |
| + | * о неизбежном интеллектуальном неравенстве членов команды; |
| + | * о принципиально индивидуальном процессе творчества («мысли рождаются в одной голове»); |
| + | * что минимум потерь будет, если выбор компромиссов доверят только ответственным экспертам; |
| + | * о том, что целостность архитектуры при всех бушующих изменениях, можно поддерживать только если эта архитектура полностью погружена в одну (ну, по крайней мере минимум) голов, а не размазана слухами по всей команде(ам). |
| + | |
| + | Оппонировали ему с позиций Agile-ценностей, о максимальной кроссфункциональности<ref>Поднимите руки у кого есть совместное владение кодом? — лес рук…</ref>, |
| + | и с позиций, что ответственность в Agile может быть только коллективной, а значит, роль Архитектора — менторская, он должен давать советы и наблюдать за командой, чтобы она не попала в технологический тупик, стараясь передать при этом свои знания |
| + | (понятная метафора — обучение детей, когда без самостоятельности и ответственности обучаемых, |
| + | эффективность будет весьма низка), впрочем, об этом ниже будет подробней. |
| + | |
| + | Соответственно точки обсуждения были: |
| + | * возможно ли коллективное творчество? |
| + | * нужна ли индивидуальная ответственность избранных? |
| + | |
| + | Аргументировали не только личным опытом и представлениями, а также к свежим метологическим статьям, |
| + | как таких зубров, как Мартин Фаулер, так и менее известным [http://www.infoq.com/news/2008/01/agile-architect Are You An Agile Architect?] |
| + | |
| + | В качестве «прорезающего» примера, рассматривали случай больших проектов, когда приходится использовать практики маштабирования (''Scrum-of-Scrum'')<ref>Забавный момент — ключевые спорщики, Никита и Дима, в разное время оба были ''партнерами'' Асхата по внедрению ''Scrum-of-Scrum''. Звучит это несколько пикантно.</ref>. |
| + | |
| + | Путь «кроссфункциональщиков» — общие архитектурные решения принимаются на SoS-митингах, куда команды делегируют своих представителей, причем возможно каждый раз разных (это зависит скорее от актуальной функциональности, чем от «крутизны»). |
| + | |
| + | RUP-оппозиция контратаковала: |
| + | ;Ошибка Резидента Брукса: единственная ошибка в которой (якобы) признался Фредерик Брукс — «нельзя делать информацию доступной для всех команд». |
| + | ;Core Team: Как дополнение/оппозиция для классических Feature Team, отвечает за «стержневые» библиотеки («ядра») проекта[ов]. |
| + | ;[http://www.opengroup.org/architecture/togaf7-doc/arch/p4/board/ab.htm Architecture Board]: Выделенный Совет Архитекторов (не «Архитектурная Доска», как думают привыкшие к пробковым SCRUM-доскам), жестко следящий за целостностью проекта, получающий от ''Feature Teams'' списки пожелания и проблем текущей архитектуры и пытающийся найти компромиссное решение (реализуемое ''core team''). |
| + | ;Architecture Description: увязка нефункциональных требований (производительность, безопасность, юзабилити), и интересов всех стейкхолдеров (включая пользователей, заказчиков, команду и т.п.). |
| + | |
| + | |
| + | Контр-контр-атака аджайлистов (Андрей Бибичев, Павел Афанасенков): |
| + | * Максимальная мотивация — дать самостоятельность, дать право принимать важные решения, это круче чем деньги. А регуляция, бюрократия, регламенты — все это убивают. |
| + | * Разные люди в роли архитектора — убирается предвзятость, ''biases'', устраняются перекосы в приоритетах требований. |
| + | * «Патернализм» избранных архитекторов убивает обучение (вышеупомянутый кейс с обучением детей), а рулит маевтика; |
| + | * Архитектор близок к техлиду, а лидерство суть руление коммуникацией, фасилитация общения, иногда даже принуждение; |
| + | * Персональная ответственность — это миф (иначе, ибо ставки архитектурных ошибок высоки, нужно увольнять после пары ошибок, а безошибочных людей не бывает); |
| + | * Да, цена ошибок велика, но персонализация решений — не серебряная пуля, ничего не гарантирует и вообще далека от оптимальность. И вообще, когда цена ошибок велика, нужно применять стандартные методы — управление рисками, привлечение экспертов. |
| + | * Но с Бруксом можно согласится — архитектор должен следить за концептуальной целостностью. Следить, но не запрещать. |
| + | * Резюме — с архитектором можно жить, он полезен, но мешать он не должен ни в коем случае. |
| + | |
| + | == Конспект-майндмап == |
| + | [[Файл:Архитектор в Agile.mm]] |
| + | |
| + | === Видео === |
| + | |
| + | {{vimeoembed|10577075|640|640}} |
| + | |
| + | |
| + | {{vimeoembed|10577896|640|640}} |
| | | |
− | <html><center>
| |
− | </center></html>
| |
| | | |
| == Архитектура в Agile == | | == Архитектура в Agile == |
− | Новые веяния — DDD, BDD, VDD, TDD
| + | Тут был достаточно беглый обзор новые веяния, сговорившихся иметь схожие до степени смешения аббревиатуры: |
| + | ;DDD: [[EnPedia:Domain-driven design|Domain Driven Design]]; |
| + | ;BDD: [[EnPedia:Behavior Driven Development|Behavior Driven Development]]; |
| + | ;TDD: [[EnPedia:Test Driven Development|Test Driven Development]]; |
| + | ;FDD: [[EnPedia:Feature Driven Development|Feature Driven Development]];; |
| + | ;VDD: Value Driven Development (по большому счету это маркетинговый bullshit, но тоже затесался за компанию). |
| + | |
| + | Глупо пересказывать добротную лекцию, но замечу, что техники DDD и FDD в споре предыдущей части об Agile-архитекторе скорее лили воду на мельницу «RUP-партии». |
| + | |
| + | А для тех, кто заинтересовался более подробно, рекомендуем |
| + | * [[Тренинг Андрея Бибичева по «DDD» (2010-03-03)]]. |
| + | * [[AgileDays-2009 (Technical excelence)#Обзор Feature-Driven Development и Domain-Driven Design|«Обзор Feature-Driven Development и Domain-Driven Design» на AgileDays-2009]] |
| + | * «Проектирование больших ИС в Agile» на SECR-2009: [http://www.slideshare.net/biBIGine/agile-2382913 статья], [http://www.slideshare.net/biBIGine/agile-2382889 слайды]. |
| + | |
| + | === Видео === |
| + | |
| + | {{vimeoembed|10578348|640|640}} |
| + | |
| | | |
− | <html><center>
| |
− | </center></html>
| |
| | | |
| == Выбор тем для следующей встречи AgileRussia == | | == Выбор тем для следующей встречи AgileRussia == |
| | | |
− | <html><center>
| + | Демократичный процесс выбора темы для следующей встречи сообщества. |
− | <object width="640" height="512"><param name="allowfullscreen" value="true" /><param name="allowscriptaccess" value="always" /><param name="movie" value="http://vimeo.com/moogaloop.swf?clip_id=10457833&server=vimeo.com&show_title=1&show_byline=0&show_portrait=0&color=00ADEF&fullscreen=1" /><embed src="http://vimeo.com/moogaloop.swf?clip_id=10457833&server=vimeo.com&show_title=1&show_byline=0&show_portrait=0&color=00ADEF&fullscreen=1" type="application/x-shockwave-flash" allowfullscreen="true" allowscriptaccess="always" width="640" height="512"></embed></object>
| + | |
− | </center></html> | + | Спойлер — победила тема «Инструменты в/для Agile». |
| + | |
| + | {{vimeoembed|10457833|640|512}} |
| + | |
| + | |
| + | == Примечания == |
| + | <references/> |
| | | |
| [[Категория:Собрания AgileRussia.ru]] | | [[Категория:Собрания AgileRussia.ru]] |
| + | {{ActualBanner}} |
| {{replicate-from-custiswiki-to-lib}} | | {{replicate-from-custiswiki-to-lib}} |
Текущая версия на 20:11, 1 марта 2011
Собрание прошло успешно, хотя и несколько сумбурно — по всей компании пришлось собирать стулья,
чтобы усадить всех желающих. В этот раз объявление о собрании было опубликовано на http://habrahabr.ru, оно вышло там «на главную» и получился «хабраэффект» зарегистрировалось более ста восьмидесяти человек.
Даже с пессимистичной оценкой вероятности прихода в 50 %, получалось, что будет около сотни человек и в нижний зал они не поместятся, а новый зал был еще не готов (висел только один экран из двух, проекторов не было ни одного, штор не было, кондиционеры не работали и было только 20 новых стульев). Пришлось выкручиваться — забрали все стулья, принесли переносной проектор, открыли окна и выключили солнце (собрание было слава-богу вечером). По оценкам числа оставшихся стульев и вместимости подоконников, участников было более сотни.
В общем, были неудобства, к следующим встречам планируем сделать и кондиционеры, и два работающих проектора, и озвучивание зала микрофонами с колонками.
Далее приведем краткое резюме обсуждение, и как обычно — майндмап-конспект и видео (видео можно скачать).
Сумбур также усугубился, что основной модератор дискуссии — Асхат Уразбаев, к сожалению, заболел,
и ведением дискуссий пришлось заняться Андрею Бибичеву с Никитой Филипповым, и им было нелегко
управляться с опытными спорщиками из зала.
Архитектор в Agile: Кто он и зачем?
Сначала дискуссий крутилась вокруг самого определения «[Software] Архитектора».
Он виделся одновременно как
- шейпер возможностей: задающий ограничения на техническое решение с одной стороны, и указывающий возможные решения (СУБД-библиотеки-фреймворки-протоколы-интеграция) с другой.
- фасилитатор, который
- помощник команды в выборе технологий и в нахождении оптимальных решений;
- «разводящий» конфликты на стыках
- Бизнеса и технологии, хотя является не бизнес-аналитиком, а скорее представителем технической команды;
- Функциональных и нефункциональных требований (по сути, опять «business vs. технологии»);
- Концептуального видения и командно-тактического.
Судя по репликам из зала, представление об архитекторе плавало от практически «верхнеуровнего» бизнес-аналитика, рисующего ARIS/BPMN-диаграммы (ну или хотя бы набрасывающего очень крупноблочную архитектуру), до
«микроархитектора» занимающегося иерархией классов и вообще структурами данных.
С другой стороны — его то нагружали функциями управления (или по крайней мере, координации команды),
то отсаживали отдельно, в элитную «башню мудрецов».
Но все сходились, что архитектор должен быть всесторонне опытным
- и в разработке;
- и в руководстве;
- и в коммуникации;
- понимать предметные области бизнеса (ну или хотя бы, успешно общаться с бизнес-аналитиками и быстро въезжать в новые темы);
Какова же специфика архитектора именно в Agile[1], в agile-координатах ответственности и команды?
И вообще, когда (в Agile) появляется:
- Необходимость в архитекторе? — от размера команды это, похоже, напрямую не зависит, а зависит именно от размера проекта.
- И какая на нем будет личная ответственность, выпадающая «за сферу» коллективной ответственности команды?
Кстати, практически сразу выдвинулся представитель, скажем так, RUP-подхода,
Дима Безуглый, заявлявший
- о неизбежном интеллектуальном неравенстве членов команды;
- о принципиально индивидуальном процессе творчества («мысли рождаются в одной голове»);
- что минимум потерь будет, если выбор компромиссов доверят только ответственным экспертам;
- о том, что целостность архитектуры при всех бушующих изменениях, можно поддерживать только если эта архитектура полностью погружена в одну (ну, по крайней мере минимум) голов, а не размазана слухами по всей команде(ам).
Оппонировали ему с позиций Agile-ценностей, о максимальной кроссфункциональности[2],
и с позиций, что ответственность в Agile может быть только коллективной, а значит, роль Архитектора — менторская, он должен давать советы и наблюдать за командой, чтобы она не попала в технологический тупик, стараясь передать при этом свои знания
(понятная метафора — обучение детей, когда без самостоятельности и ответственности обучаемых,
эффективность будет весьма низка), впрочем, об этом ниже будет подробней.
Соответственно точки обсуждения были:
- возможно ли коллективное творчество?
- нужна ли индивидуальная ответственность избранных?
Аргументировали не только личным опытом и представлениями, а также к свежим метологическим статьям,
как таких зубров, как Мартин Фаулер, так и менее известным Are You An Agile Architect?
В качестве «прорезающего» примера, рассматривали случай больших проектов, когда приходится использовать практики маштабирования (Scrum-of-Scrum)[3].
Путь «кроссфункциональщиков» — общие архитектурные решения принимаются на SoS-митингах, куда команды делегируют своих представителей, причем возможно каждый раз разных (это зависит скорее от актуальной функциональности, чем от «крутизны»).
RUP-оппозиция контратаковала:
- Ошибка Резидента Брукса
- единственная ошибка в которой (якобы) признался Фредерик Брукс — «нельзя делать информацию доступной для всех команд».
- Core Team
- Как дополнение/оппозиция для классических Feature Team, отвечает за «стержневые» библиотеки («ядра») проекта[ов].
- Architecture Board
- Выделенный Совет Архитекторов (не «Архитектурная Доска», как думают привыкшие к пробковым SCRUM-доскам), жестко следящий за целостностью проекта, получающий от Feature Teams списки пожелания и проблем текущей архитектуры и пытающийся найти компромиссное решение (реализуемое core team).
- Architecture Description
- увязка нефункциональных требований (производительность, безопасность, юзабилити), и интересов всех стейкхолдеров (включая пользователей, заказчиков, команду и т.п.).
Контр-контр-атака аджайлистов (Андрей Бибичев, Павел Афанасенков):
- Максимальная мотивация — дать самостоятельность, дать право принимать важные решения, это круче чем деньги. А регуляция, бюрократия, регламенты — все это убивают.
- Разные люди в роли архитектора — убирается предвзятость, biases, устраняются перекосы в приоритетах требований.
- «Патернализм» избранных архитекторов убивает обучение (вышеупомянутый кейс с обучением детей), а рулит маевтика;
- Архитектор близок к техлиду, а лидерство суть руление коммуникацией, фасилитация общения, иногда даже принуждение;
- Персональная ответственность — это миф (иначе, ибо ставки архитектурных ошибок высоки, нужно увольнять после пары ошибок, а безошибочных людей не бывает);
- Да, цена ошибок велика, но персонализация решений — не серебряная пуля, ничего не гарантирует и вообще далека от оптимальность. И вообще, когда цена ошибок велика, нужно применять стандартные методы — управление рисками, привлечение экспертов.
- Но с Бруксом можно согласится — архитектор должен следить за концептуальной целостностью. Следить, но не запрещать.
- Резюме — с архитектором можно жить, он полезен, но мешать он не должен ни в коем случае.
Конспект-майндмап
Видео
Архитектура в Agile
Тут был достаточно беглый обзор новые веяния, сговорившихся иметь схожие до степени смешения аббревиатуры:
- DDD
- Domain Driven Design;
- BDD
- Behavior Driven Development;
- TDD
- Test Driven Development;
- FDD
- Feature Driven Development;;
- VDD
- Value Driven Development (по большому счету это маркетинговый bullshit, но тоже затесался за компанию).
Глупо пересказывать добротную лекцию, но замечу, что техники DDD и FDD в споре предыдущей части об Agile-архитекторе скорее лили воду на мельницу «RUP-партии».
А для тех, кто заинтересовался более подробно, рекомендуем
Видео
Выбор тем для следующей встречи AgileRussia
Демократичный процесс выбора темы для следующей встречи сообщества.
Спойлер — победила тема «Инструменты в/для Agile».
Примечания
- ↑ В RUP-то роль архитектора прописана явно, а вот в Agile есть спектр мнений, включая то, что выделенный архитектор — не нужен
- ↑ Поднимите руки у кого есть совместное владение кодом? — лес рук…
- ↑ Забавный момент — ключевые спорщики, Никита и Дима, в разное время оба были партнерами Асхата по внедрению Scrum-of-Scrum. Звучит это несколько пикантно.
Внимание! Данная статья выбрана для репликации во внешнюю базу знаний компании. Пожалуйста, не допускайте в этой статье публикацию конфиденциальной информации, ведения обсуждений в теле статьи, и более ответственно относитесь к качеству самой статьи — проверяйте орфографию, пишите по-русски, избегайте непроверенной вами информации.
|
|