Комплексная модель коммунального биллинга

Материал из CustisWiki

Перейти к: навигация, поиск

Андрей Борейко, заместитель директора по развитию бизнеса ООО «Заказные ИнформСистемы».

«Комплексная модель коммунального биллинга»[1]

Коммунальный биллинг не исчерпывает собой все отношения между поставщиками и потребителями ЖКУ, но занимает центральное место в системе расчетов за коммунальные услуги и энергоресурсы. Весь технико-экономический комплекс расчетов можно представить в виде «ромашки». Сердцевина этой ромашки — коммунальная биллинговая система. Лепестки «ромашки» — учетные системы поставщиков услуг и ресурсов.

Основное требование к биллинговой системе, претендующей на обслуживание современного мегаполиса — это поддержка полного цикла биллинговых услуг. Полный цикл биллинговых услуг представляет собой относительно новое понятие. Он включает в себя поддержку единой информационной базы, начисления и претензионную работу, выставление счетов на оплату, сбор платежей, диспетчеризацию платежей, формирование отчетов. В зависимости от технологической базы, рыночных и правовых ограничений единый городской расчетный центр может предоставлять как полный цикл, так и ограниченный набор биллинговых услуг.

Коммунальный биллинг не исчерпывает собой все отношения между поставщиками и потребителями ЖКУ, но занимает центральное место в системе расчетов за коммунальные услуги и энергоресурсы. Весь технико-экономический комплекс расчетов можно представить в виде «ромашки». Сердцевина этой ромашки — коммунальная биллинговая система. Лепестки «ромашки» — учетные системы поставщиков услуг и ресурсов. Например, учетные системы энергоснабжающих организаций, предприятий электросвязи и т.д.

Технико-экономический комплекс коммунальных расчетов в ЖКХ

Предприятие, эксплуатирующее общегородскую биллинговую систему, становится важным элементом городской инфраструктуры. Обычно такое предприятие называется «Единый расчетный или информационно-расчетный центр» (ЕИРЦ). Уникальная позиция оператора коммунальных расчетов позволяет ЕИРЦ оказывать дополнительные услуги разным организациям и предприятиям. Перечислим лишь основные услуги и пакеты услуг биллингового центра:

  1. Информационное обслуживание органов власти. ЕИРЦ может регулярно предоставлять актуальные данные о состоянии жилищного фонда, о миграционных процессах, статистику аварийности, данные о задолженности, о состоянии расчетов и многие другие сведения, необходимые для управления городским хозяйством
  2. Поддержка единой базы данных, начисления и текущая претензионная работа
  3. Выставление текущих счетов на оплату (уведомление плательщиков бумажными квитанциями, по электронной почте или через Интернет)
  4. Выставление требований на погашение потребительских кредитов в составе единой квитанции. Данная услуга представляет интерес для коммерческих банков, которые стремятся развивать свой розничный бизнес
  5. Размещение на квитанциях рекламных объявлений (коммерческая реклама, социальная и политическая реклама)
  6. Прием и диспетчеризация платежей (через собственную кассовую сеть ЕИРЦ, через банки, почту и других сборщиков)
  7. Сбор просроченной задолженности и претензионно-исковая работа
  8. Предоставление периодических отчетов поставщикам услуг
  9. Коммерческое использование обобщенной статистической информации
  10. Специальные финансовые услуги для поставщиков ЖКУ (кредитование под гарантии будущей выручки, расшивка задолженности)

Из приведенного списка легко понять, что биллинговый центр это не только элемент городской инфраструктуры, но и сложный финансовый бизнес. Можно выделить три ключевых компонента биллингового бизнеса:

  • оптимальная схема собственности,
  • организационные know how,
  • современный программно-технологический комплекс.

[svg]

Первый компонент — оптимальная схема собственности — подразумевает учет интересов города и наиболее крупных поставщиков ЖКУ. Известно, что во многих городах расчетный центр является муниципальным унитарным предприятием. Но это не единственный возможный вариант. Вполне допустимо создание биллингового центра в форме акционерного общества.

Второй ключевой компонент — организационные технологии — заключаются в разумном распределении кадровых ресурсов, помещений и техники на территории муниципального образования. При построении эффективной организации главная роль, безусловно, принадлежит руководителям. Опыт и знания руководителей расчетного центра служат основной гарантией успешной работы биллингового центра.

Наконец, третий важнейший компонент — это программно-технологический комплекс. Специалисты в области финансовых рынков знают, что работа таких операционных площадок как биржи или клиринговые центры была бы просто невозможна без соответствующего программного и аппаратного обеспечения. В коммунальном хозяйстве необходимость внедрения информационных технологий в полной мере еще не осознана. Между тем, обслуживание коммунальных расчетов в большом городе под силу только современной информационной системе. Ядром такой системы должен быть мощный операционно-учетный механизм, открытой к дальнейшему развитию.

Названные компоненты могут создать несколько схематическое представление о биллинговом бизнесе. Поэтому важно дополнить описание ключевых компонентов динамическими аспектами, то есть упомянуть о том, как создается биллинговый центр.

Создание биллингового центра — это большой и сложный проект. В нем необходимо использовать соответствующие проектные технологии управления. Прежде всего следует оценить условия реализации проекта в данном конкретном городе или регионе. Для этой цели и для прояснения множества важных деталей проводится предпроектное обследование.

Не менее важные блоки подготовительной работы — выбор и адаптация программно-технологического комплекса. Существует несколько критериев выбора. Главные из них: квалификация поставщика и апробированная проектная технология. Адаптация выбранной системы происходит при деятельном участии города-заказчика. Ведь именно городу предстоит много лет использовать и развивать для своих нужд однажды выбранную технологию расчетов.

Чтобы город мог самостоятельно развивать систему и наращивать полезные информационные фонды, поставщик системы должен провести обучение специалистов местного технического центра. Передача технологий от поставщика к специалистам заказчика является важным условием сохранения баланса интересов и свободы заказчика от диктата разработчиков.

Наконец, важнейший этап проекта — внедрение системы и постановка базовых бизнес-процессов биллингового центра. Внедрение современной информационной системы требует от всех участников проекта высокой квалификации, организованности и взаимной согласованности. Внедрение никогда не может быть только «проблемой поставщика», даже если речь идет о реализации проекта «под ключ». Руководителям биллингового центра предстоит досконально узнать возможности биллинговой системы, а исполнительный персонал должен пройти квалификационный отбор и обучение.

Когда основные работы завершены и система заработала на большей части территории города, приходит время задуматься о дальнейшем развитии. Располагая актуальной базой данных населения, жилищного фонда, поставщиков, тарифов и услуг, город может ставить перед собой новые задачи. Общегородская биллинговая система — это лишь первый шаг в сторону комплексного развития механизмов управления территориальными ресурсами.

Ссылки

  1. «Коммунальный комплекс России», №4 (октябрь) 2004, стр.26-27.

Внимание! Данная статья выбрана для репликации во внешнюю базу знаний компании. Пожалуйста, не допускайте в этой статье публикацию конфиденциальной информации, ведения обсуждений в теле статьи, и более ответственно относитесь к качеству самой статьи — проверяйте орфографию, пишите по-русски, избегайте непроверенной вами информации.