Персональные инструменты
 

Аналитика московского образования

Материал из CustisWiki

Перейти к: навигация, поиск

Категория:Квитко Никита (Статьи) и соавторы

«Аналитика московского образования»[1]

В июле 2009 г. компании «Заказные ИнформСистемы» (CustIS) и «Электронная школа» завершили совместный проект по разработке и пилотному внедрению автоматизированной информационной системы (АИС) «Аналитика образования» в Информационно-аналитическом центре (ИАЦ) Департамента образования г. Москвы.

Заказчиком выступила «Электронная школа» — системный интегратор, специализирующийся на решениях в сфере образования, а разработчиком программного обеспечения — «Заказные ИнформСистемы».

Предпосылки и цели проекта

Система образования г. Москвы насчитывает почти четыре тысячи образовательных учреждений. Задача сбора и анализа информации об их деятельности возложена на Информационно-аналитический центр и ИТ-центры окружных управлений образования.

От образовательных учреждений поступает как первичная (в том числе персонифицированная), так и агрегированная информация об учениках, кадрах, материально-техническом обеспечении и др. Данные собираются и накапливаются в хранилищах, располагающихся на технологической площадке ИАЦ. Эти данные нуждаются в специальной обработке для представления в виде сводных аналитических отчетов специалистам городской системы образования.

Основная сложность получения сводной отчетности заключается в высокой динамике требований, предъявляемых к ней со стороны потребителей. В такой ситуации отчетные формы, реализуемые в системах-хранилищах данных, быстро устаревают и перестают удовлетворять запросы конечных пользователей. Схема работы, при которой формирование большей части отчетности вынуждены были выполнять технические специалисты ИАЦ и окружных ИТ-центров путем прямых выборок из соответствующих информационных хранилищ, приводила к их высокой непрофильной загрузке и не обеспечивала оперативного получения аналитической информации ее конечными пользователями.

Цель создания АИС «Аналитика образования» формулировалась так: создать инструмент категории BI (Business Intelligence), который обеспечит возможность самостоятельного и оперативного получения сводной аналитической информации непосредственно ее потребителями — специалистами служб Департамента и окружных управлений образования г. Москвы.

Этапы проекта

Для проведения предпроектного обследования была создана рабочая группа из специалистов «Электронной школы», ИАЦ и «Заказных ИнформСистем». По результатам ее работы были определены следующие актуальные задачи:

  • создать единую витрину аналитических данных для ключевых сотрудников системы образования, позволяющую с минимальными усилиями получать сведения, консолидированные из различных источников;
  • предоставить пользователям общие механизмы работы с такими источниками, а также обеспечить сопоставление поступающей из них однотипной информации;
  • обеспечить возможность сопоставления значений различного рода показателей в одних и тех же разрезах ;
  • отслеживать динамику изменений и обеспечивать хранение и работу с аналитическими данными в разрезах «даты» или «периода актуальности данных»;
  • реализовать возможность изменения состава данных, получаемых из уже существующих источников, а также подключение новых источников без участия поставщика решения.

В ходе предпроектного обследования, занявшего около месяца, была разработана концепция аналитической системы, включающей:

  • хранилище агрегированных данных (модуль Data WareHouse, накапливающий сводные данные в виде OLAP-кубов);
  • настраиваемую подсистему загрузки и преобразования данных из систем-источников;
  • гибкие инструменты для выполнения запросов и построения отчетов;
  • мастер, позволяющий модифицировать и развивать структуру обрабатываемых данных без участия разработчика решения.

Для разработки АИС компанией «Заказные ИнформСистемы» были применены собственная технологическая платформа CustIS Universal .Net и тонкий клиент CustIS Forms. Высокую надежность хранения и скорость обработки данных обеспечивает промышленная СУБД Oracle.

В результате выполнения проекта в течение четырех месяцев был создан BI-инструмент, решающий задачи агрегации данных из различных источников (в виде показателей с произвольным количеством аналитических разрезов) и построения произвольных аналитических отчетов и диаграмм на основе собранных и хранимых в системе агрегатов.

Даже очень сложные и объемные отчеты в АИС «Аналитика образования» формируются за время, не превышающее нескольких секунд, что позволяет реально применять систему в процессе оперативного принятия решений.

В настоящее время в системе описано более 30 ключевых показателей по следующим областям знаний:

  • контингент (учащиеся образовательных учреждений);
  • кадры образовательных учреждений;
  • материально-техническое обеспечение образовательных учреждений;
  • педагогическая нагрузка сотрудников.

Каждый показатель имеет 10—20 аналитических разрезов, что дает специалисту соответствующее количество степеней свободы по выборке и представлению аналитической информации.

Оригинальный конструктор композитных отчетов позволяет легко делать «склейку» из произвольного числа простых отчетов. Параметры построения отчетных форм хранятся в АИС, поэтому простые и сложные отчеты, созданные квалифицированным аналитиком, могут использоваться другими пользователями.

Сегодня сотрудниками ИАЦ и «Электронной школы» самостоятельно проводится работа по подключению к АИС «Аналитика образования» новых систем — источников данных.

Руководитель проекта со стороны «Электронной школы» Павел Бобровников так охарактеризовал выполненную работу: «Создан удобный, эффективный инструмент, позволяющий в оперативном режиме решать вопросы формирования аналитической отчетности по запросу пользователей Департамента образования и окружных управлений».

Интерфейс настройки и отображения аналитического отчета с помощью конструктора простых отчетов в АИС (Аналитика образования).jpg
.
  1. Опубликовано в PCWeek, http://www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=120685

Внимание! Данная статья выбрана для репликации во внешнюю базу знаний компании. Пожалуйста, не допускайте в этой статье публикацию конфиденциальной информации, ведения обсуждений в теле статьи, и более ответственно относитесь к качеству самой статьи — проверяйте орфографию, пишите по-русски, избегайте непроверенной вами информации.