|
Свободные лицензии — улыбнись тому, кто сидит в пруду (Михаил Шигорин, ADD-2011)
Материал из CustisWiki
Это снимок страницы. Он включает старые, но не удалённые версии шаблонов и изображений.
Аннотация
15 лет как закончил Киевский лицей No.145, давно участвую в ALT Linux Team и занимаюсь проектами по миграции на СПО в Украине, сейчас консультирую в Massive Solutions по разработке и внедрению Clustrx, осенью собираюсь проводить десятую всеукраинскую конференцию OSDN.
shigorin@gmail.com
- Докладчик
- Михаил Шигорин
Феномен свободного лицензирования кода породил не только массу проектов СПО и новый вид конкуренции, но и множество заблуждений как среди индивидуальных спорщиков, так и в софтверном бизнесе.
- что такое лицензия на код и что она на самом деле даёт
- типичные заблуждения: BSDL vs GPL; «закрыть, а то сопрут»; «вирусность»
- применение свободных лицензий в бизнесе
- стоит ли обходить копилефт?
Видео
Видео в HD-качестве, смотрите в полноэкранном режиме.
HTML-код включения <iframe src="http://player.vimeo.com/video/23718493?byline=0&portrait=0" width="720" height="405" frameborder="0"></iframe>
- Скачать
http://ftp.linux.kiev.ua/pub/conference/peers/addconf/2011/1a6-free-licenses-smile-to-pond-shigorin.avs.avi
Для этого доклада нужен подкаст (аудиозапись)?
Примечания и отзывы
Михаил Шигорин вдохновенно поведал об open source, freeware и copyleft. Очень интересно и полезно. ©
Рассказ про свободные лицензии, про их классификацию и про типичные заблуждения, спокойным как слон, чуваком. Название доклада от «некоторые считают … таким енотом в пруду с дубиной». :)
Ох, блин! Как же я его забыл спросить про его видение «свободного ПО && игр» — того, чего пока нет.
Классификация:
- Proprietary
- ничего нельзя делать, полное г***о.
- Shareware
- можно только распространять, но свободно использовать нельзя, и всё остальное тоже нельзя.
- Freeware
- можно распространять и свободно использовать.
- Public Domain
- типа «отказа» от авторских прав. Свободно, но не обязательно распространять с исходниками, и в части стран «отсутствие прав» не работает.
- Free/Permissive (BSD, MIT, Apache и т.д)
- BSD/MIT свободная, но не вирусная (разрешает линковаться с проприетарщиной) и очень кастрированная, не всё чётко регламентирует. Последнее немного исправлено в лицензии Apache.
- Copyleft (GPL)
- гарантия свободы. Нельзя распространять, сужая права получателя (например, обязательно по первому требованию давать исходники). Нельзя линковать с проприетарщиной. GPLv3: нельзя тивоизировать, нельзя устраивать патентное преследование. Тивоизация — если кто не знает, это встраивание в устройство, на котором софт должен запускаться, проверки ЭЦП, запрещающей прошивку модифицированного софта. Называется так, потому что первыми до этого додумались TiVo, а сейчас активно пытаются использовать различные производители смартфонов. У-Р-О-Д-Ы. Надо было Торвальдсу в 2006 году перевести-таки ядро Linux под GPLv3. :(. Ещё есть MPL, которая обеспечивает нестрогий копилефт, разрешает линковку с проприетарщиной, но зато из-за каких-то извращений несовместима с GPL.
Заблуждение главное — это «Закрыть, а то сопрут». Позиция «грёбаных менеджеров», которые хотят сесть жопой на своё ПО и рубить бабло. И в конце концов стать ненужными, проиграть на рынке и замедлить его развитие (заодно и снизив свою прибыль). Только они-то этого не понимают. А на самом деле код, который можно, в их терминах, «спереть», мало что значит. Главное — это видение развития, клиентская база, доверие, поддержка, know-how, сервисная модель. Без всего этого ваш код всё равно скорее всего станет никому не нужен.
Был вопрос про VLC в AppStore, ну ха-ха, конечно все ябблофилы ругают автора VLC, потому что он мог и не говорить «вас тут не сидело, не нарушайте GPL», и тогда до поры до времени порт VLC оставался бы в AppStore, но лично моё мнение — правильно сделал. Потому что для ябблофилов хорошая демонстрация того, чем является то, что они так любят. Яббл вообще вон «чёрный экран» и «скруглённые углы» своими патентами считают ;) не пойму я ни их пользователей, ни разработчиков (не пойму, почему они до сих пор есть!)
Призыв к зрителям!
Мы призываем всех зрителей видеозаписей докладов давать хоть какой-нибудь, желательно конструктивный feedback.
Где? — неважно.
В блогах, в форумах, в комментах — пофиг, лишь бы можно было найти, например, поиском по блогам, по ключевому слову «ADD-2011» (ну и/или по названию доклада).
Что-то побольше твиттер-вскрика, хотя бы пару абзацев.
Да, иногда краткая характеристика бывает достаточной («маркетинговый булшит», «унылый самопиар» — обычно в адрес «спонсорских докладов»), но это очень, очень редко, а так хочется прочитать что-то большее, чем «сижу на XXX, говорят о YYY».
Что писать? Что хорошо, что плохо («плохо» неудачное слово, скажем, «неправильно на ваш взгляд»), как вы поняли то, что рассказано, как это спроецировалось конкретно на вас — все это фантастически важно и полезно:
- Другим потенциальным зрителям (смотреть/не смотреть, «правильно ли я понял»).
- И докладчикам:
- «Правильно ли меня поняли»,
- «Что я делал правильно, а что улучшить»
- Даже критический отзыв лучше, чем никакого!
- Плюс — это мотивация, это награда за немалый труд многие готовятся долго, раскрывают свой опыт, старательно делают слайды, репетируют выступление — и ради чего? двадцать минут театра перед парой десятков зритетелей и все?
- Организаторам конференций (этой и других) — они внимательно следят за отзывами, и пытаются понять, кого имеет смысл звать («рубит фишку и жжет!»), а к кому отнестись скептически, и если брать, то, например, «прокачать в части выступлений» — мы, например, старались это делать, итеративно рецензировали слайды, рассылали подборку литературы о правильных слайдах и искусстве выступлений.
- Безотносительно лично докладчиков — важно понять, исчерпала себя тема или для народа еще остаются откровениями то, что для более пресыщенных инфопотоками людей (а организаторы обычно такие) уже выглядит как «аццкий боян». Ну и вообще — что еще интересно, и что было бы интересно услышать-увидеть-пообщаться на тему о…
- Ну и кстати, мне тоже важно — вообще имел ли смысл весь этот сыр-бор с сьемкой, видеомонтажем и обработкой и публикацией (это, вообще-то дорогая работа, расценки профессионалов в этой области весьма недетские, при том, что до этого уровня монтажа им, как правило очень далеко), или кроме участников конференции эти темы никому не интересны. Может есть какие-то косяки в видео? или предложения как сделать лучше? — связывайтесь со мной, возможно это можно будет исправить (или хотя бы вырезать). Это кстати относится и к докладчикам — если есть какие-то
позорные неудачные моменты, или что-то не нравится — это можно убрать.
|
|